Всегда ли нужны в сказках отрицательные герои? В общем-то и не обязательно их вводить… Но с ними обычно все же веселее. И часто просто хочется к добрым главным героям добавить и кого-то злого…
В данной связи обращаю ваше внимание на такие простые и универсальные образы, как «злой дядька» и «злая тетка». Иногда их удобно использовать и не по одному: «толпа злых теток», «злой дядька и злая тетка», «много злых дядек и злых теток», «в той школе все учительницы были злыми тетками, а директор был очень злым дядькой»…
Такое описание является хотя и очень лаконичным, но вполне ясным. Детям сразу понятно, о чем идет речь. Вы можете далее не давать никаких дополнительных разъяснений и описаний. Но можете, конечно, и поподробнее указать какие-то характерные черты этих злых героев.
Дабы лучше себе представить весь ужас, вызываемый у ваших маленьких слушателей данным типом отрицательных персонажей, вы просто вообразите свою личную встречу со «злым дядькой» или «злой теткой» – только чтобы они были ростом метров пять-шесть и соответственной комплекции угрожающей. И вы сразу поймете, почему маленький ребенок воспринимает таких героев сказки с внутренним трепетом.
Кстати, при желании легко усилить степень отрицательности данных персонажей: «злой-презлой дядька», «ужасно злая тетка», «жутко злющие дядька и тетка»…
Ясное дело, положительные герои в сказке (с которыми себя естественным образом ассоциируют и наши маленькие слушатели) в итоге должны так или иначе победить всех отрицательных героев. Или, по крайней мере, как-то защититься от них, убежать, спрятаться, позвать на помощь «добрых дядек» и «добрых теток» или добрых тигров, или умных слонов…
Вспомните классические образы: старуха Шапокляк, фрекен Бок, профессор Морриарти, Карабас Барабас, Дуремар, мачеха Золушки… Однако, конечно, «злые дядьки» и «злые тетки» могут быть и не столь радикально отрицательными… Иногда они ну почти добрые… Это тоже интересно. Да и ближе к жизни.
Крокодилы в человеческом облике! Вот кто они, эти «злые дядьки» и «злые тетки»!
Или же, наоборот, это просто издерганные бытовыми и прочими проблемами, вполне нормальные по сути, но сейчас немного озверевшие люди?
Или они всегда «слегка злые»?
Или в сказке у нас придуманы волшебные таблетки для превращения некоторых взрослых людей из «злых» в «добрых»?..
Такие персонажи вовсе не обязательно должны действовать в сказке много и активно. Иногда вполне достаточно ввести их в историю на эпизодические роли.
Скажем, заходит команда главных героев (по пути из подводной лодки к звездолету) в магазин по дороге, чтобы купить там шоколада. А за прилавком – злая тетка! И не продает им шоколада. Ни в какую! Чисто из вредности! Да еще обзывается всякими обидными словами: «карапузы», «малышня», «сопляки», «мелочь пузатая», «недоумки»…
Как тут действовать героям? Возможно варианты… Простор для фантазии! А есть и такой вариант: просто уйти из магазина, отправиться в полет на космическом корабле без шоколада. А на глупую продавщицу просто наплевать.
Но среди главных героев сказки кто-то особо психологически подкованный может вдруг поставить вопрос: «А не скучно ли вам тут, тетенька? Не затосковали ли вы от нехватки интересных приключений? Хотите с нами полететь на звездолете прямо сейчас?»
Что ответит продавщица – это ее выбор… И разумеется, это непростой вопрос – как подбирать команду для дальнего космического путешествия… Но ясно, что если тетенька решится лететь, то она уже перестанет быть столь «злой». Да и шоколада, сколько нужно в полет, герои все же смогут взять.
И вот, видите, мы уже доходим до превращения «злых» людей в «добрых». Реально ли это? В сказке, конечно, все становится реальным, что мы выдумаем. А бывает ли такое в жизни? По-всякому…
Жил да был злющий-презлющий дядька. Ну просто совсем злой! Ходил и злился на всех, злился, злился… И даже на маленьких синичек сердился, которые прилетали на дерево за его окном и весело щебетали. А уж как на всех детишек он ругался! Просто ужас!
Но однажды смелый маленький мышонок, который жил в норке за плинтусом в квартире этого злого дяденьки, решил: «Я отучу этого человека быть злым! Я помогу ему стать добрым!» И вот мышонок стал придумывать план…
Вот и начало для сказки. Какой план придумает мышонок и как вообще пойдет весь сюжет – это можно постепенно изобретать по ходу рассказа. И наверное, все-таки мышонок перевоспитает этого человека…
Каждый малыш, слушающий сказку, когда-нибудь вырастет. Станет ли он (она) «злым дядькой» («злой теткой»)? Зависит ли это от наших сказок? Мне кажется, хоть капельку, но зависит… Как вы считаете?