Консерватизм школьных педагогов

Наиболее частое обвинение в адрес школьных педагогов – это их консерватизм. А семейное обучение – это новаторская форма, отбрасывающая или переосмысляющая многие привычные подходы в организации учебного процесса. Казалось бы, конфликт неизбежен. Но мой опыт показывает, что конфликт тут совсем необязателен.

Я попробую предложить вам на данную тему некоторые идеи. Не рецепты, а только идеи, отправные точки для поиска правильной психологической позиции.

Во-первых. Каждый конкретно учитель может быть в чем-то весьма консервативен, а в чем-то – гораздо более склонен к новаторским подходам. Познакомившись, можно проакцентировать взаимопонимание по более прогрессивным методам.

Во-вторых. Консерватизм сам по себе играет во многом положительную роль. Это если посмотреть философски, исторически, системно и т.п. Я вполне понимаю и, безусловно, уважаю консервативно настроенных людей. Хотя сам протаптываю новые дороги. И естественным образом консерваторы начинают понимать и уважать меня. Это взаимный процесс.

В-третьих. У меня нет задачи переделать мировоззрение всех школьных педагогов, с которыми я имею дело. Я просто имею право на свою точку зрения.

В-четвертых. Даже если педагог очень-очень консервативен, то все равно он, скорее всего, любит детей и свою работу. Ну, хотя бы в какой-то степени. То есть мы всегда можем забазировать наше взаимопонимание на данной универсальной основе.

Помню, проводил я как-то в Педагогическом университете семинар, где моими слушателями были 20 человек опытных педагогов. Общение было наполнено энергией различия во взглядах. Аудитория была настроена поначалу весьма отрицательно. Но я спокойно излагал свои подходы, говорил о своем позитивном опыте… После трех часов такого общения люди высказывались кратко о результатах семинара. Оказалось, что только двое остались настроены категорически отрицательно. Остальные признали, что семейное обучение – нормальный путь.

Это я вот к чему. С людьми надо говорить. Иногда кратко, иногда помногу. Происходит постепенный обмен информацией, взгляды постепенно сближаются. Это нормальный процесс. Но иногда, конечно, и не нужно вести такие разговоры. Принимают спокойно экзамены и зачеты – и слава Богу.

Самое главное: лично меня совсем не раздражает консерватизм школьных педагогов. Даже, честно говоря, не знаю почему. Наверное, просто я понимаю, что люди привыкли так работать. У них есть некий реальный опыт. Ну а у меня своя стезя.