Очень важный момент: дети любят играть внутри совсем небольших пространств. Такое пространство может быть организовано специально родителями или найдено на территории большого загородного дома, или построено в саду, или обустроено самими детьми в каком-то уголке малогабаритной городской квартиры… Там детишки «прячутся» и там они «живут».
Мне кажется, что это одна из фундаментальных психологических потребностей ребенка – забраться вот в такое уютное и укромное местечко и там находиться сколько-то времени. Взрослым людям такое занятие часто кажется немного странным. А для детишек «спрятаться в домике» почти так же интересно, как смотреть в окно или читать книжку с картинками.
Практически всегда (в любой городской квартире, в любом загородном доме, на любом дачном участке, в летнем лагере, в санатории…) можно создать такие условия для детей. Важно лишь понимать ценность «домиков» и слегка направить ребенка, чуть-чуть помочь.
Я часто вспоминаю такие вещи из своего детства… Шалаши, которые мы строили летом на даче. Очарование крохотной старой брезентовой одноместной туристической палатки. «Вигвам для вождей индейского племени», который мы соорудили в санатории на основе ржавой конструкции из металлических труб. «Засады» в густых кустах. «Пещеры», которые мы рыли в огромных снежных сугробах зимой…
Когда у меня появились дети, я прекрасно понимал, насколько интересны им такие игры. И потому всячески способствовал – и дома, и на даче. От меня требовалось совсем немного. По сути, главное – не запрещать.
У нас было несколько больших плоских подушек из пенорезины (типа поролона, но поплотнее), обшитых тканью, примерно одинакового размера все. Из них было удобно строить (в углах комнат, у стенок, у диванов) «домики»: две или три подушки – стенки; одна подушка – крыша. Конечно, сверху еще и тряпку какую-нибудь набрасывали или плед – вот и свисающая «дверь», да и вся конструкция получается более устойчивой.
Иногда в большом платяном шкафу обустраивался «домик» – прямо под висящими куртками и платьями. Туда затаскивали одеяла и подушки – для уюта.
Я разрешал детям некоторое время «пожить» на антресолях или на шкафу. Для этого убирал оттуда на несколько дней все обычно сложенные там вещи.
Но самое простое – большая картонная коробка из-под холодильника. Ее нам по случаю отдали соседи. И она служила нам верой и правдой несколько лет. Она была и «домиком», и «тоннелем», и даже «игровым автоматом» (один из детей сидел внутри и функционировал как «устройство автомата», а другие находились снаружи и «играли с автоматом» – через специально проделанное в картоне маленькое окошко).
Наш большой домашний спорткомплекс с шестью опорными вертикальными стойками, с лесенками, с перекладинами и с горкой очень часто превращался в «многоквартирный дом». Дополнительно к конструкции спорткомплекса дети использовали веревки, которые натягивали там, где хотелось, и на которые вешали пледы, покрывала и простыни.
Иногда мы сооружали «дома» из раскладывающихся диванов и больших поролоновых матрасов.
Иногда строили «вигвам» прямо в квартире. Для этого из связанных сверху нескольких длинных палок сооружали каркас, а на него потом набрасывали одеяла и покрывала всякие. Естественно, внутри «вигвама» тоже укладывали что-нибудь мягкое – чтобы было приятно там сидеть.
Частенько в ход шли столы, стулья и кресла. Скажем, поставили два стула спинками друг к другу на расстоянии около метра, набросили сверху пару пледов или даже просто взрослых зимних пальто – и вот уже готова «палатка».
Сейчас в продаже появились специальные детские домики для квартир и для загородных участков. Тоже неплохо, конечно. Но на самом деле практически в любом доме и так найдется масса возможностей для подобных игр. Надо лишь озадачиться.
Да, это некоторое нарушение традиционных взрослых психологических схем о том, «каким должно быть жилище». Но зато как интересно!
Честно скажу, я почти всегда и сам старался ненадолго залезть внутрь таких «домиков», «гнездышек» и «вигвамов», которые строили мои дети. Ну, во-первых, меня активно приглашали. А во-вторых, просто интересно ведь…
Кстати, создание подобных конструкций – это прекрасное развивающее занятие для ребят дошкольного и младшего школьного возраста. Иногда рождаются очень оригинальные строительные решения – на основе тех материалов, которые есть в наличии.
Старые лыжи? Кусок оргалита, много лет пылящийся за шкафом? Длинная бамбуковая палка? Туристические коврики из «пенки»? Хранящаяся «на всякий случай» большая клеенка?.. Все пойдет в дело.
Малышам, конечно, нужно помочь в строительстве. Да и вообще я всегда смотрел, как организована конструкция, насколько она прочная, не упадет ли случайно на детишек что-то немягкое, надежно ли закреплены более тяжелые элементы (например, чертежная доска или горка на спорткомплексе).
Обратите внимание: данные сооружения обычно строятся не «сами по себе», а как часть игры. Любимые игрушки (особенно мягкие) тоже «поселяются» вместе с детишками в этих «жилищах». Некоторый запас продуктов в «домике» (сухофруктов, орешков, сухариков, яблок…) совсем не помешает.
Я надеюсь, что воодушевил вас. Стройте такие штуки вместе с вашими детьми – и вы увидите, как это здорово, как интересно!
Ну а если вам поначалу будет сложно проникнуться данной идеей, если ваше взрослое естество будет ограничивать такие чудесные детские игры – тогда советую вспомнить себя самих маленьких, вспомнить свое детство. И посмотрите вокруг в своей квартире тем взглядом, который был у вас в возрасте 3-7 лет. И мысль сразу заработает в нужном направлении.