Автор о себе

avtor-o-sebe

Я занимаюсь самостоятельными исследованиями и разработками в области практической педагогики. Основные направления: семейное обучение, использование сказок в решении педагогических задач, рисование вместе с детьми, развитие творческих способностей, дошкольная подготовка, эффективные методы преподавания школьных предметов…

Я работаю в основном в своей домашней творческой лаборатории. Главный мой опыт – воспитание и обучение собственных четверых детей в сочетании с личным художественным, литературным и педагогическим творчеством в свободном режиме, в разнообразных формах.

Я реализую стиль спокойной и поддерживающей педагогики. Основа – это психологический контакт с детьми, с подростками, умение их понимать, умение быть с ними “на одной волне”. А все методические и прочие приемы и средства – это уже следующее, это вторичное. Я вообще во многом психолог (хотя и без профессионального психологического образования).

По исходному образованию я физик. Эту науку я очень полюбил в старших классах школы и люблю до сих пор. Но на старших курсах вуза родился первый ребенок – дочка Алена (1986). И сразу возник большой интерес к педагогике – в самом широком смысле. Физика отошла на второй план – по сравнению с такой близкой, такой очевидной, такой потрясающе интересной задачей, как помощь в развитии растущему человеку.

Через год после окончания вуза пришло решение оставить карьеру в науке и полностью сосредоточиться на сфере воспитания, развития и обучения детей. По времени это совпало с рождением старшего сына Тимофея (1989). Вскоре родился второй сын Коля (1990). С каждым годом я все больше и больше погружался в детский мир, в стихию детских игр и занятий, детских сказок и рисунков… Этот путь оказался для меня потрясающе интересным – гораздо более интересным, чем теоретическая и экспериментальная физика. Я заново (и вполне сознательно, целеустремленно) открывал в себе способность воспринимать мир и действовать по-детски, учился понимать детей, сопереживать их трудностям и радостям.

Хотя в тот период я занимался только со своими детьми, в своей семье, но с самого начала имел и прицел сделать нечто “общеполезное”. Во многом толчком стали книги Б.П. и Л.А. Никитиных, опыт их семьи, их развивающие игры, а также личный пример Бориса Павловича Никитина – отца, погруженного в общение со своими детьми, в их развитие, воспитание, обучение. Далеко не со всеми позициями Никитиных я мог согласиться, не все мог принять. Но сам подход, сама позиция “родителей-исследователей” оказалась мне очень близка, это был пример для собственных поисков.

Так получилось, что из-за развивавшегося у моей жены тяжелого заболевания мне пришлось на много лет полностью засесть дома – и играть роль не только “активного папы”, но и частично мамы. Дети росли. В 1995 году родилась младшая дочка Маша. Наша малогабаритная двухкомнатная квартира постепенно превратилась в многофункциональное детское развивающее пространство: большой спорткомплекс, музыкальные инструменты, большие маты (для того, чтобы на них кувыркаться и прыгать, и для того, чтобы ночью на них спать), краски и другие многочисленные принадлежности для художественного творчества, разнообразные развивающие игры и конструкторы, раскрашенные нами стены…

Со временем стали созревать и некоторые “общеполезные” педагогические разработки: большая книга “Солнечные сказки”, серия развивающих игр-лото, раскраски, мозаики… В этих разработках я выступал и как методист, и как сказочник, и как художник. Причем главным образом усилия были направлены именно на точную художественную форму воплощения. Я искал резонанс с детским языком образов, с детским способом восприятия. И конечно, мои дети активно участвовали, были соавторами. Ориентация на их интерес – это был важнейший принцип работы.

Однако наша семейная ситуация развивалась сложно. В 1999 году моя жена уехала насовсем жить в далекий другой город (к своей матери). С ней уехала и старшая дочка. И далее я растил троих младших детей один. А моя бывшая жена много лет тяжело болела, потом умерла. Такая вот грустная получилась история.

Еще с 1994 года, когда мы жили полной семьей, мы начали учить своих детей дома – по форме семейного обучения. Процесс сразу пошел весьма успешно, мы увидели в нем массу преимуществ. Поэтому я продолжал этот путь и тогда, когда наша семья разделилась. Год за годом я осваивал преподавание школьных предметов, учился системно организовывать всю ситуацию в каждом следующем классе. Сейчас данный путь завершен – младшая дочка в 2013 году окончила 11 класс.

По мере роста и взросления моих детей менялись и расширялись наши учебные и внеучебные занятия. Мы много и серьезно занимались живописью, совершали далекие прогулки, много читали, занимались туризмом… Тима, Коля и Маша посещали различные спортивные секции, сочиняли и пели песни под гитару, занимались литературным творчеством… Конечно, наша жизнь в тот период была непростой. Но она была насыщенной, интересной.

Мы не были замкнуты в своей семье. Я понемногу сотрудничал с детскими садами, школами, частными детскими центрами – в разнообразных формах. Например, проводил в классах “сказочные уроки”, вел секцию рисования в летнем туристическом лагере для подростков, выступал перед родителями и педагогами…

Постепенно ко мне стали обращаться родители школьников и дошкольников – за консультациями по поводу семейного обучения, за индивидуальной педагогической и психологической помощью. В каких-то случаях у меня получалось чем-то помочь, в каких-то не получалось… Но опыт копился, углублялось понимание психологических проблем детей и подростков, учебных трудностей школьников (в том числе и тех, кто посещает школу в обычном режиме), сложностей во взаимопонимании детей и родителей…

Развивалось и мое литературное творчество. В дополнение к сказкам, которые я сочинял для своих детей ежедневно, и к сказочным книжкам, стали появляться книги по типу фэнтези, то есть больше для подростков. Потом стали рождаться и книги для родителей, педагогов, психологов…

В ходе решения ежедневных насущных задач нашего семейного обучения и занятий с другими ребятами спонтанно возникали и всяческие эффективные приемы преподавания, учебные пособия, небольшие психологические открытия… А некоторые такие идеи я стал разрабатывать планомерно и всерьез.

В целом я интуитивный педагог, это полностью соответствует складу моей личности. И разумеется, далеко не во всех предметах я одинаково силен. Основное все же – это математика, физика, природоведение, частично химия, частично биология, немного география…

С 2006 года работает мой сайт “Папа Карп” (название придумала моя дочка Маша). Примерно в тот же период я стал более активно осваивать и другие формы социального взаимодействия. Подружился с кафедрой педагогики и психологии семьи нашего питерского педагогического университета – участвовал там в семинарах по индивидуальному образованию, проводил мастер-классы (по рисованию, по сказкам). Давал многочисленные интервью газетам, журналам, радио, телевидению – всех интересовал мой опыт семейного обучения. Было издано несколько моих книг для родителей и педагогов. Сейчас период такой активности в основном завершен, появились новые задачи.

Постепенно меня стали приглашать сотрудничать в интересные интернет-проекты. Так в 2011 году я работал в большом проекте ИнтернетУрок – мы делали сказочные видеоуроки для 1 класса (с мультиками к моим обучающим сказкам). С 2009 по 2015 год я в разных форматах сотрудничал с проектом “Раннее развитие детей” (он-лайн семинары для родителей) и со связанным с ним проектом “Мамарадио” (беседы для родителей и сказки для детей).

С 2010 года меня очень увлекла идея создания педагогического видео (обучающих мультиков, методических роликов для родителей, видеоуроков для школьников). Мои выросшие дети поддержали меня – мы сняли несколько десятков видеороликов, сделали два пробных обучающих мультика. Но потом пришло понимание, что ко всему этому надо подойти гораздо более фундаментально и гораздо более профессионально. Да и финансовых ресурсов нужно много для такой работы, чтобы она развивалась планомерно и толково. Поэтому мы решили на некоторое время отступить назад в нашем видеопроекте.

Как художник я продолжаю развиваться – и в живописи, и в графике. Занимаюсь этим весьма много и активно. Также продолжаю работать над цветными объемными развивающими играми, над раскраской стен, над созданием художественных раскрашенных объектов… Вообще мне очень-очень нравится стезя художника – создавать и нести в мир новые образы, которые помогают детишкам учиться и развиваться, которые улучшают настроение, которые передают нечто глубокое и волшебное…

Мне нравится жить в детском мире. Нравится там работать. Детский мир – очень настоящий. Он устроен во многом иначе, чем мир взрослых. Там иное соотношение ценностей, иные закономерности, иная пропорция искренности… И там очень не хватает работников.

Сейчас мои дети выросли. Сыновья уже окончили вузы, оба женились, успешно работают. Коля – программист. Тимофей сначала окончил вуз по специальности “аудио- и видео-техника”, занимался видео-монтажом и компьютерным дизайном, но сейчас переквалифицировался тоже на программиста. Маша после окончания школы сразу никуда не поступала, год поработала дизайнером в большом интернет-проекте. Сначала она думала идти по пути художественного образования, но потом передумала и решила серьезно изучать английский язык. Сейчас она учится в вузе на переводчика.

Мои выросшие дети в целом весьма положительно оценивают мои усилия по их воспитанию и обучению, весь наш опыт семейного образования. Конечно, они видят и многие мои ошибки… Но кто же не делает ошибок?

Сейчас я планомерно работаю над созданием учебников по математике для домашнего обучения. Впрочем, надеюсь, они будут полезны и вообще всем школьникам и преподавателям. Помимо неформального и простого стиля изложения материала, в этих учебниках очень большую роль играют художественно-графические иллюстрации (которых весьма и весьма много). По формату это будут интернет-учебники, то есть в основном для восприятия прямо с экрана компьютера или же в распечатанном на домашнем принтере виде. На данный момент уже готовы тексты и эскизы картинок учебников по геометрии для 7, 8 и 9 классов и учебников по алгебре для 7 и 8 классов, сейчас начал работу над учебником по алгебре для 9 класса. Надеюсь в 2016-2018 годах выпустить все это в свет. Хочется когда-нибудь и до учебников по физике и по химии добраться.

Параллельно я работаю над раскрасками и обучающими пособиями с лягушатами. Это тоже большая стратегическая линия. Она ориентирована на дошкольников и младших школьников. Часть этих материалов уже есть на сайте.

В целом я далее планирую сосредоточиться в основном на создании учебных и развивающих материалов для детей и подростков. Сейчас это в основном текстово-графические формы, а потом, надеюсь, дело дойдет и до обучающих мультиков по математике, и до новых видеоуроков…

Также вы можете заглянуть на мою страницу ВКонтакте