Автор о себе

avtor-o-sebe

Моя основная сфера деятельности – педагогика.

Если говорить о базовых навыках, на которые я опираюсь в своей работе, то это: физико-математическое образование, умение сочинять сказки, практическая психология, техники рисования и живописи, опыт индивидуального преподавания.

Я никогда не работал в школе (ни в государственной, ни в частной). И вообще работа с группами детей или подростков – это в целом не соответствует складу моего характера и моим способностям в педагогике.

Самым главным в моей педагогической карьере был опыт воспитания и обучения собственных четырех детей – как до школы, так и в школьные годы.

Сначала я был просто “активным папой”, много занимался со своими детишками: гулял с ними, сочинял для них сказки, рисовал вместе с ними, играл во всякие детские игры, пел песенки, тренировал своих детей физически и т.п.

Затем пришло понимание, что путь человека, который помогает детям развиваться, – это как раз мой путь. И такая деятельность оказалась гораздо волшебнее и удивительнее, чем путь физика-исследователя, к которому я готовился в школе и вузе. Хотя физику как науку я очень люблю и уважаю до сих пор.

Я учился педагогике не по книжкам, а исключительно в практике. Главными учителями были мои дети. А главным методом было развитие в себе умения воспринимать мир по-детски, умения понимать и чувствовать детей, сопереживать их радостям и трудностям.

Фактически, в возрасте примерно 25 лет я полностью “ушел в детский мир” из мира взрослого. И так и остался там жить и работать. Соответственно, во взрослом мире я ориентируюсь значительно слабее, чем в реалиях общения с ребенком.

В ситуации обучения и воспитания детей очень эффективными средствами являются сказки и рисунки. Обнаружив это в общении со своими детьми, я принялся развивать в себе данные навыки. Конечно, в основном это происходило именно в практике наших домашних занятий. День за днем, год за годом, десятилетие за десятилетием… И вот стал сказочником и художником – в своем авторском стиле.

Когда дети подросли и пришло время школьного образования, мы с женой решили пойти весьма радикальным путем семейного обучения. То есть стали учить своих детей не в школе, а дома сами. Ну а в школе мы только сдавали аттестации и экзамены.

Данный путь оказался очень удобным и очень эффективным в плане обучения. У нас с самого начала все получалось вполне хорошо. И у детей появилось много возможностей для разных других занятий помимо учебы: спорт, музыка, техническое моделирование, рисование, пение, прогулки, чтение, туризм, общение… Ведь режим индивидуального домашнего образования позволяет осваивать школьную программу в несколько раз меньшим количеством времени и сил. И при этом у ребенка, подростка хорошо формируются навыки самоорганизации в учебе и планирования своего режима деятельности вообще.

Однако я с полным уважением отношусь и к традиционному пути получения школьного образования, ко всем школьным учителям… Мы с ними работаем в разных условиях, у нас разные методы и разный опыт, но суть нашей работы одна – растить и учить детей, давать им тот багаж, с которым они потом будут идти по жизни дальше. Все мы делаем общее дело.

Наша семейная ситуация развивалась сложно. К сожалению, у моей жены проявилось тяжелое нервное заболевание, которое прогрессировало. Постепенно почти все домашние функции полностью перешли на меня. Я вынужден был на много лет безвылазно засесть дома и отойти от активного взаимодействия в социуме. Нам помогали финансово родственники и друзья, так что была возможность держаться на плаву.

В те чрезвычайно тяжелые годы я начал работу над большой книгой “Солнечные сказки” и над серией развивающих игр. Мне ведь хотелось не только заниматься воспитанием собственных детей, но и делать в сфере педагогики нечто общеполезное, нужное и другим детям. Работа над “Солнечными сказками” и развивающими играми – это было единственное, что я мог делать в данном плане в тех условиях жизни, хотя бы по полчаса в день, но зато планомерно и тщательно.

Конечно, путь альтернативного школьного образования, которым является семейное обучение, вызывал много непонимания и много возражений у наших родственников, знакомых, школьных педагогов… Но кстати, как раз школьные педагоги быстрее всех признавали высокую эффективность нашего подхода – видя на аттестациях и экзаменах отличные результаты почти по всем предметам, видя нашу организованность и разумность.

В 1999 году моя жена уехала насовсем жить в далекий другой город (к своей матери). С ней уехала и старшая дочка Алена. А со мной остались трое младших детей – Тима, Коля и Маша. И далее я растил их один. А моя бывшая жена еще несколько лет тяжело болела, а потом умерла, так вот грустно вышло.

Передо мной был выбор. Я оказался один с тремя детьми. В том же 1999 году умерла моя мать, главная помощница во всей этой сложной истории. А возможности родственников помогать нам материально сильно уменьшились. Моим сыновьям было в тот момент 10 и 9 лет, а младшей дочке 4 года.

Я тогда принял решение продолжать учить детей дома. Кому-то такой выбор может показаться странным, но мне он представлялся совершенно естественным. Ведь к тому времени достоинства данного пути получения школьного образования (да и вообще данного образа жизни) были для меня абсолютно очевидны.

Да, это был трудный путь, трудные годы, особенно в финансовом плане. Но я всегда считал, что человек должен стараться преодолевать трудности. Сложность жизни – часть игры. Разумеется, были периоды упадка духа, сомнений, жуткой усталости… Но мы продолжали двигаться вперед. И сейчас я очень-очень рад, что тогда все же выдержал, не сдался.

В дополнение к обучению своих детей я стал подрабатывать репетитором. Помимо денег это еще давало и расширение круга общения, усиливало мой опыт преподавания, развивало мое понимание трудностей детей и подростков… Но в целом как репетитор я был в 100 раз менее эффективен, чем в обучении своих детей. Ведь у себя дома я мог построить весь процесс именно так, как считал нужным. Да и вообще работа репетитора меня никогда не воодушевляла, это была просто необходимость.

В 2006 году, когда мои дети подросли, я начал “вылезать в социум” несколько более активно. И обнаружил, что всех очень интересует мой опыт семейного обучения. Я сотрудничал с газетами, журналами, радио, телевидением, проводил семинары для педагогов, встречался с родителями, давал индивидуальные консультации… Было издано несколько моих книг: об эффективных методах учебы, о рисовании с детьми, о сочинении сказок, о системе домашнего образования…

Меня стали приглашать в разные интересные образовательные проекты в Интернете. Так в 2011 году я работал в большом проекте ИнтернетУрок (проводил видеоуроки со сказками по математике и по русскому языку для 1 класса). А с 2009 по 2015 год в разных форматах сотрудничал с проектом “Раннее развитие детей” и со связанным с ним проектом “Мамарадио” (обучение родителей и сказки для детей).

Но все же специфика моего характера такова, что я в основном “сам по себе педагог”. Мне гораздо удобнее работать самостоятельно, чем надолго включаться в коллективные проекты. Я по типу личности – “кабинетный исследователь”, “ученый в своей лаборатории”, “художник в своей студии”…

Так что основной способ моей работы в социуме – это мой сайт “Папа Карп” (название придумала младшая дочка Маша). Он функционирует с 2006 года. Это чисто благотворительный проект. И далее я не предполагаю вводить здесь какую-либо коммерческую компоненту. Мне очень важно, чтобы все мои разработки были свободно доступны всем желающим.

Сейчас мои дети выросли. Они успешно завершили получение школьного образования. Тима и Маша так и отучились дома с 1 по 11 класс. А Коля решил в 9 классе начать ходить в школу в обычном режиме, поскольку ему хотелось больше общаться. Так что он с 9 по 11 класс учился в школе.

Сыновья окончили серьезные технические вузы, учились там хорошо. Сейчас оба они работают программистами. Младшая дочка сначала думала получать художественное образование, поработала год дизайнером, но потом решила выучиться на переводчика (английский, испанский). Так что сейчас она еще студентка вуза.

На данный период я решил в целом завершить свою социальную деятельность в качестве “эксперта по домашнему образованию”. Про свой опыт я уже максимально подробно рассказал все, что только мог. Эти материалы есть на сайте, все могут их читать, смотреть, слушать, делать выводы, черпать что-то для себя. А давать индивидуальные консультации или проводить семинары – это не моя стезя, мне это дальше не интересно, да и не умею я это делать достаточно эффективно. Но все же иногда я пишу статьи на темы домашнего образования, немного общаюсь с разными людьми о том, как учить своих детей дома…

Однако на своем сайте я продолжаю потихоньку линию обучения родителей педагогике. Рисование, сказки, методы индивидуального преподавания, развивающие игры и занятия… – все это продолжается. Но все же роль методиста для родителей на является для меня главной.

Главное мое дело теперь – помощь школьникам в изучении математики (а также физики и химии). Но не в формате личного преподавания, а через разработку обучающих сказок, учебников и пособий. В перспективе я надеюсь развивать еще и направление обучающих мультиков и видеоуроков.

Вообще-то самая основная моя сущность – быть сказочником. Я путешествую по волшебным воображаемым мирам и рассказываю о том, что там вижу. Полет души и вдохновение – главные “методы” во всей моей работе.

Одновременно я человек достаточно логичный, организованный и рациональный. И я вижу, что эффективное обучение математике, физике, химии очень востребовано в нашем обществе. Данные предметы вызывают массу проблем и даже страданий у миллионов школьников. И мне очень хочется внести свой вклад в облегчение всей данной ситуации. Вот я и работаю над обучающими сказками, неформальными учебниками с картинками, художественными учебными пособиями с лягушатами, мышатами и чудиками…

В 2017 году я планирую разместить на сайте первые 30-40 математических сказок (для начальной школы) и серию из трех учебников по геометрии (7, 8, 9 классы).

Параллельно я продолжаю заниматься живописью… Ну просто уже не могу не рисовать. Путь познания художника, начавшийся с решения чисто педагогических задач, ведет меня все дальше и дальше в безграничные просторы игр цвета и форм…

В целом мне хочется привнести в несколько суховатую и довольно формальную современную школьную педагогику, с одной стороны, стиль мышления и энтузиазм высокой науки физики, а с другой стороны, эмоциональные формы искусства и сказочной традиции. Ну и чтобы все это было попроще и повеселее!

Сейчас я намереваюсь несколько лет “пожить в монастыре” – полностью сосредоточиться на сочинении и рисовании математических сказок, учебников по математике, физике и химии, а также учебных пособий по математике для дошкольников и младших школьников. Я не даю индивидуальных консультаций и сейчас вообще не работаю как обычный репетитор. Но я понемногу занимаюсь со школьниками математикой, физикой, химией, рисованием – в своем экспериментальном стиле, неформально, со сказками и прочими развлекательными штуками. И, разумеется, я открыт для ваших предложений по сотрудничеству, для ваших отзывов о материалах моего сайта, для ваших идей по поводу развития образования в Интернете… Ну и вообще я открыт для интересных позитивных возможностей.

Также вы можете заглянуть на мою страницу ВКонтакте

И кроме того, приглашаю вас в мою группу ВКонтакте, которая называется “Волшебные педагогические возможности”. Там вы сможете следить за всеми обновлениями, появляющимися на этом сайте, а также знакомиться с некоторыми другими материалами.