Автор о себе

avtor-o-sebe

Моя основная сфера деятельности – педагогика.

Если говорить о базовых навыках, на которые я опираюсь в своей работе, то это: физико-математическое образование, умение сочинять сказки, практическая психология, техники рисования и живописи, опыт индивидуального преподавания.

Я никогда не работал в школе (ни в государственной, ни в частной). И вообще работа с группами детей или подростков – это в целом не соответствует складу моего характера и моим способностям в педагогике.

Самым главным в моей педагогической карьере был опыт воспитания и обучения собственных четырех детей – как до школы, так и в школьные годы.

Сначала я был просто “активным папой”, много занимался со своими детишками: гулял с ними, сочинял для них сказки, рисовал вместе с ними, играл во всякие детские игры, пел песенки, тренировал своих детей физически и т.п.

Затем пришло понимание, что путь человека, который помогает детям развиваться, – это как раз мой путь. И такая деятельность оказалась гораздо волшебнее и удивительнее, чем путь ученого-физика, к которому я готовился в школе и вузе. Хотя физику как науку я очень люблю и уважаю до сих пор. Да и вообще основа моей ментальной конструкции – это в основном именно стиль мышления, характерный для людей, занимающихся естественными науками.

Я учился педагогике не по книжкам, а исключительно в практике. Главными учителями были мои дети. А главным методом было развитие в себе умения воспринимать мир по-детски, умения понимать и чувствовать детей, сопереживать их радостям и трудностям.

Фактически, в возрасте примерно 25 лет я полностью “ушел в детский мир” из мира взрослого. И так и остался там жить и работать. Соответственно, во взрослом мире я ориентируюсь значительно слабее, чем в реалиях общения с ребенком.

В ситуации обучения и воспитания детей очень эффективными средствами являются сказки и рисунки. Обнаружив это в общении со своими детьми, я принялся развивать в себе данные навыки. Конечно, в основном это происходило именно в практике наших домашних занятий. День за днем, год за годом, десятилетие за десятилетием… И вот стал сказочником и художником – в своем авторском стиле.

Когда дети подросли и пришло время школьного образования, мы с женой решили пойти весьма радикальным путем семейного обучения. То есть стали учить своих детей не в школе, а дома сами. Ну а в школе мы только сдавали аттестации и экзамены.

Данный путь оказался очень удобным и очень эффективным в плане обучения. У нас с самого начала все получалось вполне хорошо. И у детей появилось много возможностей для разных других занятий помимо учебы: спорт, музыка, техническое моделирование, рисование, пение, прогулки, чтение, туризм, общение… Ведь режим индивидуального домашнего образования позволяет осваивать школьную программу в несколько раз меньшим количеством времени и сил. И при этом у ребенка, подростка хорошо формируются навыки самоорганизации в учебе и планирования своего режима деятельности вообще.

Однако я с полным уважением отношусь и к традиционному пути получения школьного образования, ко всем школьным учителям… Мы с ними работаем в разных условиях, у нас разные методы и разный опыт, но суть нашей работы одна – растить и учить детей, давать им тот багаж, с которым они потом будут идти по жизни дальше. Все мы делаем общее дело.

Наша семейная ситуация развивалась сложно. К сожалению, у моей жены проявилось тяжелое нервное заболевание, которое прогрессировало. Постепенно почти все домашние функции полностью перешли на меня. Я вынужден был на много лет безвылазно засесть дома и отойти от активного взаимодействия в социуме. Нам помогали финансово родственники и друзья, так что была возможность держаться на плаву.

В те чрезвычайно тяжелые годы я начал работу над большой книгой “Солнечные сказки” и над серией развивающих игр. Мне ведь хотелось не только заниматься воспитанием собственных детей, но и делать в сфере педагогики нечто общеполезное, нужное и другим детям. Работа над “Солнечными сказками” и развивающими играми – это было единственное, что я мог делать в данном плане в тех условиях жизни, хотя бы по полчаса в день, но зато планомерно и тщательно.

Конечно, путь альтернативного школьного образования, которым является семейное обучение, вызывал много непонимания и много возражений у наших родственников, знакомых, школьных педагогов… Но кстати, как раз школьные педагоги быстрее всех признавали высокую эффективность нашего подхода – видя на аттестациях и экзаменах отличные результаты почти по всем предметам, видя нашу организованность и разумность.

В 1999 году моя жена уехала насовсем жить в далекий другой город (к своей матери). С ней уехала и старшая дочка Алена. А со мной остались трое младших детей – Тима, Коля и Маша. И далее я растил их один. А моя бывшая жена еще несколько лет тяжело болела, а потом умерла, так вот грустно вышло.

Передо мной был выбор. Я оказался один с тремя детьми. В том же 1999 году умерла моя мать, главная помощница во всей этой сложной истории. А возможности родственников помогать нам материально сильно уменьшились. Моим сыновьям было в тот момент 10 и 9 лет, а младшей дочке 4 года.

Я тогда принял решение продолжать учить детей дома. Кому-то такой выбор может показаться странным, но мне он представлялся совершенно естественным. Ведь к тому времени достоинства данного пути получения школьного образования (да и вообще данного образа жизни) были для меня абсолютно очевидны.

Да, это был трудный путь, трудные годы, особенно в финансовом плане. Но я всегда считал, что человек должен стараться преодолевать трудности. Сложность жизни – часть игры. Разумеется, были периоды упадка духа, сомнений, жуткой усталости… Но мы продолжали двигаться вперед. И сейчас я очень-очень рад, что тогда все же выдержал, не сдался.

В дополнение к обучению своих детей я стал подрабатывать репетитором (в основном по математике). Помимо денег это еще давало и расширение круга общения, усиливало мой опыт преподавания, развивало мое понимание трудностей детей и подростков… Но в целом как репетитор я был значительно менее эффективен, чем в обучении своих детей. Ведь у себя дома я мог построить весь процесс именно так, как считал нужным. Да и вообще работа репетитора меня никогда особо не воодушевляла, это была просто необходимость.

В 2006 году, когда мои дети подросли, я начал “вылезать в социум” несколько более активно. И обнаружил, что всех очень интересует мой опыт семейного обучения. Я сотрудничал с газетами, журналами, радио, телевидением, проводил семинары для педагогов, встречался с родителями, давал индивидуальные консультации… Было издано несколько моих книг: об эффективных методах учебы, о рисовании с детьми, о сочинении сказок, о системе домашнего образования…

Меня стали приглашать в разные интересные образовательные проекты в Интернете. Так в 2011 году я работал в большом проекте ИнтернетУрок (проводил видеоуроки со сказками по математике и по русскому языку для 1 класса). А с 2009 по 2015 год в разных форматах сотрудничал с проектом “Раннее развитие детей” и со связанным с ним проектом “Мамарадио” (обучение родителей и сказки для детей).

Но все же специфика моего характера такова, что я в основном “сам по себе педагог”. Мне гораздо удобнее работать самостоятельно, чем надолго активно включаться в коллективные проекты. Я по типу личности – “ученый в своей лаборатории”, “художник в своей студии”, “писатель и домашний сказочник”…

Так что пока основной способ работы в социуме для меня – это мой сайт “Папа Карп” (название придумала младшая дочка Маша). Он функционирует с 2006 года. Здесь я выкладываю все свои педагогические разработки по мере их создания.

Сейчас мои дети выросли. Они успешно завершили получение школьного образования. Тима и Маша так и отучились дома с 1 по 11 класс. А Коля решил в 9 классе начать ходить в школу в обычном режиме, поскольку ему хотелось больше общаться. Так что он с 9 по 11 класс учился в школе.

Сыновья окончили серьезные технические вузы, учились там хорошо. Сейчас оба они работают программистами. Младшая дочка сначала думала получать художественное образование, поработала год дизайнером, но потом решила выучиться на переводчика (английский, испанский). Так что сейчас она еще студентка вуза. Тоже учится там успешно.

На данный период я решил в основном завершить свою социальную деятельность в качестве “эксперта по домашнему образованию”. Про свой опыт я уже максимально подробно рассказал. Эти материалы есть на сайте, все могут их читать, смотреть, слушать, делать выводы, черпать что-то для себя. А интервью, индивидуальные консультации или проведение семинаров – это далее не моя стезя.

Главное направление моей работы с 2016 года – это разработка учебных материалов для школьников по математике. В перспективе – еще и по физике и химии. Я занимаюсь в основном созданием учебников и математических сказок. Также немного рисую учебные пособия. Конечно, это все уже не только для условий семейного обучения, но и вообще для всех школьников.

Сейчас я работаю над комплектом учебников по геометрии, соответствующим базовой программе 7-9 классов (всего в этом комплекте будет шесть или семь книг). Это главная моя работа на данный период. Хотелось бы до осени 2019 года завершить весь комплект и выложить его на сайт. Но я не уверен, что получится к этому сроку, все же работа очень-очень большая… Далее в моих планах – учебники по алгебре 7-9 классов, по математике 5-6 классов, по химии 8-9 классов, по физике 7-9 классов…

Ну а создание математических сказок – это менее предсказуемый, менее планируемый процесс, это следование вдохновению и творческий поиск… Вообще быть сказочником – это одно из самых сущностных моих свойств. Я путешествую по воображаемым волшебным мирам и рассказываю о том, что там вижу.

В 2017 и 2018 годах я разместил на этом сайте первые 111 математических сказок для начальных классов. И предполагаю далее постепенно работать в данном направлении – в соответствии с программой всей начальной школы.

Разумеется, я думаю и об издании учебников и математических сказок. Хочется сделать это и в виде книжек. Однако сейчас у меня период именно активного творческого создания этих разработок. А работу с издательствами я думаю начать с 2019 года.

Параллельно я продолжаю заниматься живописью, художественной графикой, разрисовыванием объектов… Ну просто уже не могу не рисовать. Путь познания художника, начавшийся с решения чисто педагогических задач, ведет меня все дальше и дальше в безграничные просторы игр цвета и форм, смыслов и ассоциаций…

Разумеется, я понемногу продолжаю заниматься с детьми и подростками – математикой, физикой, химией, английским языком, рисованием… Но чисто в индивидуальном режиме, у себя дома или по скайпу, в своем неформальном мягком стиле.

В целом мне хочется привнести в несколько суховатое и довольно формальное современное школьное преподавание, с одной стороны, стиль системного логического мышления и энтузиазм высокой науки физики, а с другой стороны, сильные эмоциональные формы художественной графики, дизайна и сказочной традиции. Ну и чтобы все это было неформально, попроще и повеселее!

Сейчас я намереваюсь на несколько лет сосредоточиться на создании учебников, на сочинении математических сказок и на рисовании учебных пособий с лягушатами по математике для дошкольников и младших школьников. И не планирую существенно отвлекаться на другие проекты. Но, разумеется, я открыт для ваших отзывов о материалах моего сайта, для ваших идей по поводу развития образования в Интернете и вообще для разных интересных позитивных возможностей.

Также вы можете заглянуть на мою страницу ВКонтакте

И кроме того, приглашаю вас в мою группу ВКонтакте, которая называется “Волшебные педагогические возможности”. Там вы сможете следить за всеми обновлениями, появляющимися на этом сайте, а также знакомиться с некоторыми другими материалами.