Автор о себе

avtor-o-sebe

Я занимаюсь в основном разработкой и созданием всяких полезных для детишек и для подростков вещей: учебников по физике и по математике, обучающих сказок, развивающих игр и пособий, художественных раскрасок, историй по типу фэнтези…

Параллельно я создаю материалы популярно-методического плана – в основном для родителей. Но также и для педагогов, для детских психологов, вообще для всех, кому это надо. Я просто описываю свои практические идеи и подходы, свой личный опыт.

Также я немного занимаюсь индивидуальным преподаванием (физика, математика, химия, рисование). Но это лишь очень второстепенное занятие для меня, лишь необходимая практика. Просто хорошо знаю физику и математику и поэтому могу их компетентно преподавать в индивидуальном режиме. И, конечно же, никогда не работал в школе (ни в государственной, ни в частной). Вообще работа с группами детей или подростков – это в целом не соответствует складу моего характера и моим способностям в педагогике. Основной режим для меня – это свободное литературное и художественное творчество в размеренном режиме.

Самым главным в моей педагогической карьере был опыт воспитания и обучения собственных четырех детей – как до школы, так и в школьные годы.

Сначала я был просто “активным папой”, много занимался со своими детишками: гулял с ними, сочинял для них сказки, рисовал вместе с ними, играл во всякие детские игры, сочинял для них стишки и песенки, тренировал своих детей физически и т.п.

Затем пришло понимание, что путь человека, который помогает детям развиваться, – это как раз мой путь. И такая деятельность оказалась гораздо волшебнее и удивительнее, чем путь ученого-физика, к которому я готовился в школе и вузе. Хотя физику как науку я очень люблю и уважаю до сих пор. Да и вообще основа моей ментальной конструкции – это в основном именно стиль мышления, характерный для людей, занимающихся естественными науками.

Я учился педагогике исключительно в практике. Главными учителями были мои дети. А главным методом было развитие в себе умения воспринимать мир по-детски, умения понимать и чувствовать детей, сопереживать их радостям и трудностям, разделять их интересы. Фактически, в возрасте примерно 25 лет я полностью “ушел в детский мир” из мира взрослого. И так и остался там жить и работать. Соответственно, во взрослом мире я ориентируюсь значительно слабее, чем в реалиях общения с ребенком.

В ситуации обучения и воспитания детей очень эффективными средствами являются сказки и рисунки. Обнаружив это в общении со своими детьми, я принялся развивать в себе данные навыки. Конечно, в основном это происходило именно в практике наших домашних занятий. День за днем, год за годом, десятилетие за десятилетием… И вот стал сказочником и художником – в своем авторском стиле.

Когда дети подросли и пришло время школьного образования, мы с женой решили пойти весьма радикальным путем семейного обучения. То есть стали учить своих детей не в школе, а дома сами. Ну а в школе мы только сдавали аттестации и экзамены.

Данный путь оказался очень удобным и очень эффективным в плане обучения. У нас с самого начала все получалось вполне хорошо. И у детей появилось много возможностей для разных других занятий помимо учебы: спорт, музыка, техническое моделирование, рисование, пение, прогулки, чтение, туризм, общение… Ведь режим индивидуального домашнего образования позволяет осваивать школьную программу в несколько раз меньшим количеством времени и сил. И при этом у ребенка, подростка хорошо формируются навыки самоорганизации в учебе и планирования своего режима деятельности вообще.

Однако я с полным уважением отношусь и к традиционному пути получения школьного образования, ко всем школьным учителям… Мы с ними работаем в разных условиях, у нас разные методы и разный опыт, но суть нашей работы одна – растить и учить детей, давать им тот багаж, с которым они потом будут идти по жизни дальше. Все мы делаем общее дело. И надо сказать, что хотя я и являюсь как бы “альтернативным педагогом”, но в преподавании математики и физики следую традиционным классическим принципам, выработанным столетиями в истории этих наук.

Наша семейная ситуация развивалась сложно. К сожалению, у моей жены проявилось тяжелое нервное заболевание, которое прогрессировало. Постепенно почти все домашние функции полностью перешли на меня. Я вынужден был на много лет безвылазно засесть дома и отойти от активного взаимодействия в социуме. Нам помогали финансово родственники и друзья, так что была возможность держаться на плаву.

В те чрезвычайно тяжелые годы я начал работу над большой книгой “Солнечные сказки” и над серией развивающих игр-лото. Мне ведь хотелось не только заниматься воспитанием собственных детей, но и делать в сфере педагогики нечто общеполезное, нужное и другим детям. Работа над “Солнечными сказками” и развивающими играми – это было единственное, что я мог делать в данном плане в тех условиях жизни, хотя бы по полчаса в день, но зато планомерно и тщательно.

Конечно, путь семейного обучения вызывал много непонимания и много возражений у родственников, знакомых, школьных педагогов… Но, кстати, как раз школьные педагоги быстрее всех признавали высокую эффективность нашего домашнего учебного процесса – видя на аттестациях и экзаменах отличные результаты почти по всем предметам, видя нашу организованность.

В 1999 году моя жена уехала насовсем жить в далекий другой город (к своей матери). С ней уехала и старшая дочка Алена. А со мной остались трое младших детей – Тима, Коля и Маша. И далее я растил их один. А моя бывшая жена еще несколько лет тяжело болела, а потом умерла, так вот грустно вышло.

Передо мной был выбор. Я оказался один с тремя детьми. В том же 1999 году умерла моя мать, главная помощница во всей этой сложной истории. А возможности родственников помогать нам материально сильно уменьшились. Моим сыновьям было в тот момент 10 и 9 лет, а младшей дочке 4 года.

Я тогда принял решение продолжать учить детей дома сам. Кому-то такой выбор может показаться странным. Однако мне он представлялся совершенно естественным. Ведь к тому времени достоинства данного пути получения школьного образования (да и вообще данного образа жизни) были для меня очевидны.

Да, это был трудный путь, трудные годы, особенно в финансовом плане. Но я всегда считал, что человек должен стараться преодолевать трудности. Сложность жизни – часть игры. Разумеется, были периоды упадка духа, сомнений, жуткой усталости… Но мы продолжали двигаться вперед. И сейчас я очень-очень рад, что тогда все же выдержал, не сдался.

В дополнение к обучению своих детей я стал подрабатывать репетитором (в основном по математике и по физике). Помимо денег это еще давало и расширение круга общения, усиливало мой опыт преподавания, развивало мое понимание трудностей детей и подростков… Но в целом как репетитор я был значительно менее эффективен, чем в обучении своих детей. Ведь у себя дома я мог построить весь учебный процесс именно так, как считал нужным. А в работе репетитора это невозможно в принципе. Да и вообще меня никогда не воодушевляла такая работа, это была просто необходимость.

В 2006 году, когда мои дети подросли, я начал “вылезать в социум” несколько более активно. И обнаружил, что всех очень интересует мой опыт семейного обучения. Я сотрудничал с газетами, журналами, радио, телевидением, проводил семинары для педагогов и встречи с родителями, давал индивидуальные консультации… Было издано несколько моих книг: об эффективных методах учебы, о рисовании с детьми, о сочинении сказок, о системе и о методах домашнего образования…

Меня стали приглашать в разные интересные образовательные проекты в Интернете. Это тоже был любопытный опыт: делать видеоуроки для школьников, записывать аудиобеседы для родителей, писать статьи…

Но все же я по типу личности очень интровертный человек, люблю уединение, тишину и спокойную работу в своей домашней творческой лаборатории-студии. Мне гораздо удобнее работать самостоятельно, чем надолго активно включаться в коллективные проекты.

Так что после выхода в 2015 году моего сборника “Семейное обучение как система” я решил отойти от активной роли “эксперта по домашнему образованию”. Основной способ работы в социуме для меня – это мой сайт “Папа Карп” (название придумала младшая дочка Маша). Он функционирует с 2006 года. Здесь я свободно выкладываю все свои педагогические разработки по мере их создания.

Сейчас мои дети выросли. Они успешно завершили получение школьного образования. Тима и Маша так и отучились дома с 1 по 11 класс. А Коля решил в 9 классе начать ходить в школу в обычном режиме, поскольку ему хотелось больше общаться. Так что он с 9 по 11 класс учился в школе.

Сыновья окончили серьезные технические вузы, учились там хорошо. Сейчас оба они работают программистами. Младшая дочка сначала думала получать художественное образование, поработала год дизайнером, но потом решила выучиться на переводчика (английский, испанский). Так что сейчас она еще студентка вуза. Тоже учится там успешно.

В данный период моя главная работа в сфере педагогики – это создание комплекта учебников по геометрии, соответствующих базовой программе 7-9 классов. Основная идея – изложить материал просто, неформально и с большим количеством картинок, со сказочными задачками и просто всякими шуточками.

Еще я постепенно сочиняю математические сказки – это тоже стратегический, но менее предсказуемый, менее планируемый процесс, чем работа над учебниками. Так как в создании сказок очень многое зависит от вдохновения…

В 2017 и 2018 годах я разместил на этом сайте первые 111 математических сказок для начальных классов. И предполагаю далее работать в данном направлении – в соответствии с программой начальной школы и даже частично 5-6 классов.

Естественно, я думаю и об издании учебников и математических сказок. Хочется сделать это и в виде книжек. Однако сейчас у меня период именно активного творческого создания этих разработок. А работу с издательствами я думаю начать несколько позже.

В целом мне хочется привнести в несколько суховатое и довольно формальное современное школьное преподавание стиль системного логического мышления и энтузиазм высокой науки физики, а также сильные эмоциональные формы художественной графики, дизайна и сказочной традиции. Ну и чтобы все это было неформально, попроще и повеселее!

Еще я много занимаюсь живописью и разрисовыванием объектов… Путь познания художника, начавшийся с решения чисто педагогических задач, ведет меня все дальше и дальше в безграничные просторы цвета и форм, смыслов и ассоциаций…

Сейчас я намереваюсь на несколько лет сосредоточиться на серьезных занятиях живописью, на создании учебников, на сочинении математических сказок и на рисовании учебных пособий с лягушатами по математике для дошкольников и младших школьников. И не планирую существенно отвлекаться на другие проекты. Но, разумеется, я открыт для ваших отзывов о материалах моего сайта, для ваших идей по поводу развития образования в Интернете и вообще для разных интересных позитивных возможностей.

Также вы можете заглянуть на мою страницу ВКонтакте

И кроме того, приглашаю вас в мою группу ВКонтакте, которая называется “Волшебные педагогические возможности”. Там вы сможете следить за всеми обновлениями, появляющимися на этом сайте, а также знакомиться с некоторыми другими материалами.