После истории с волшебной ужасной пиявкой молодые гоблины Борька и Антошка поняли, что знание таблицы умножения – это даже не вопрос престижа и интеллектуального соревнования с зайцами, а вопрос выживания всего их гоблинского племени перед угрозой древних монстров, просыпающихся в подводных пещерах лесного озера.
Поэтому они направились к вождю гоблинов, свирепому и косматому ветерану по кличке Повар. Так его прозвали за то, что он хорошо готовил и всегда угощал соплеменников всякими вкусными блюдами. Причем готовил он их из самых обычных продуктов вроде сыроежек, листьев одуванчика, крупы и картошки.
Вождь гоблинов внимательно выслушал рассказ Борьки и Антошки и поблагодарил их за инициативу, смекалку и храбрость.
– Вы гордость нашего племени, – сказал Повар юным гоблинам и угостил их пирогом с медом и клюквой, изготовленном на муке из перемолотых сушеных опят.
Антошка и Борька вежливо и с удовольствием поели пирога, запивая его чаем из лесных трав. И затем спросили вождя, не считает ли он целесообразным обучить всех гоблинов таблице умножения на 2 – на случай, если в глубинах озера пробудятся от многовекового сна другие опасные чудища.
– Да, – молвил Повар, кивнув мохнатой головой. – Надо всех обучить. А иначе мы не сумеем эффективно применять заклинания против ужасных тварей этих. Так что будем все учиться. Я принимаю такое решение. Соберем все племя на большой поляне – и вы сразу всех научите. Вы будете учить, а я буду рычать. То есть я буду следить за порядком и всех воодушевлять.
И вот, на следующий день, с самого утра, на большой поляне посреди поселка гоблинов по приказу вождя собралось все племя. Повар кратко объяснил ситуацию, рыкнул на тех, кто не хотел учиться, и ткнул пальцем в сторону Антошки и Борьки:
– А теперь эти парни смело расскажут нам всю правду про таблицу умножения на 2. И кто будет плохо стараться и не выучит то, что нужно выучить, тому я не дам сегодня вечером селедку с морковкой из бочки моего личного засола!
Племя с энтузиазмом заорало и затопало ногами.
Борька встал у большого камня, который был хорошо виден со всех мест поляны. Антошка с фанерой, на которой была написана таблица умножения на 2, забрался на этот камень сверху.
– Давайте! Не тяните! А то жарко, купаться хочется! – крикнул Кандидат Наук.
Борька сказал:
– Для начала важно понять, что такое умножение. Я вам сейчас это объясню на шишках.
Он взял две крупные еловые шишки и с помощью смолы прикрепил их рядом высоко на боковой поверхности камня – так, чтобы всем собравшимся было хорошо видно.
Гоблины на поляне заорали:
–Две шишки! Что тут изучать?! Это просто две шишки! Мы не маленькие! И мы умеем считать!
Борька приклеил смолой еще две шишки – прямо под первыми двумя. И произнес:
– Теперь тут два раза по две шишки.
– Да! – закричали гоблины. – А всего шишек теперь четыре! Все ясно! Давайте дальше!
Тогда Борька чуть пониже приклеил смолой к камню еще две еловые шишки и объяснил громко:
– А теперь здесь прилеплено три раза по две шишки. Это и означает «2 умножить на 3». То есть взяли по две шишки три раза. И всего сейчас шишек 6 штук. Ясно?
Над поляной повисла тишина. И казалось, что в этой тишине слышится хруст и скрип мозговых извилин гоблинов, усиленно пытающихся понять, что же такое умножение.
Наконец раздался голосок маленькой гоблинши Юльки:
– А ты прилепи четвертую пару.
Борька кивнул и приклеил смолой к камню еще две шишки – еще чуть пониже. И пояснил:
– Вот теперь у нас по две шишки взято уже четыре раза. То есть это дважды четыре. Или 2 умножить на 4. И это будет 8. Можете пересчитать все шишки вместе.
– Их точно восемь! – почти сразу закричала Юлька. – Я уже сосчитала!
Старые гоблины только неодобрительно покачали головами: надо же, мол, какая выскочка сообразительная! Нет чтобы подождать, пока все мозгами доскрипят и постепенно поймут суть дела…
– Ну а дважды пять будет десять, – тем временем молвил Борька, приклеивая смолой еще пару шишек на камень под всеми предыдущими. – Видите, тут пять пар. Это и значит, что мы 2 умножаем на 5.
Повар строго оглядел все племя и важным тоном произнес:
– Умножение – это когда складывают одинаковые группы предметов. Например, складывают пары шишек. Если две пары шишек – то это 2 умножить на 2. Если три пары шишек – то это 2 умножить на 3. Если четыре пары – это значит 2 умножить на 4. Ну а если пять пар шишек – то это будет означать, что 2 умножаем на 5. Понятно? Всем понятно?
И вождь еще раз сурово оглядел племя.
Все гоблины сидели тихо.
– А давайте пойдем купаться! – вдруг крикнула маленькая гоблинша Яська.
Племя согласно заурчало. Некоторые даже встали на ноги, готовясь бежать к озеру, как только вождь это разрешит.
Повар оценил ситуацию и понял, что для сохранения видимости своей власти ему надо немедленно скомандовать перерыв в учебе. И он рявкнул:
– Хватит пока математики! Отдыхайте, гоблины! Но запомните сегодняшний урок!
И все сразу же с криками помчались на озеро.
На поляне остались только Борька, Антошка и маленькая Юлька. Она задумчиво разглядывала шишки на большом камне и фанеру с написанными примерами.
А потом сказала:
Дважды один – это два.
Дважды два – это четыре.
Дважды три – это шесть.
Дважды четыре – это восемь.
Дважды пять – это десять!
И она тоже убежала купаться.
Два юных гоблина постояли молча. Потом Антошка сказал:
– Потрясающе! У нас получился настоящий урок математики!
– Неплохо вышло, – согласился Борька. – Только завтра надо до конца всю таблицу умножения на 2 выучить со всеми.
Приятели отнесли фанеру с примерами под большую раскидистую елку с краю поляны и поставили ее там, прислонив к стволу.
И конечно, тоже побежали на озеро.