Молодые гоблины Борька и Антошка сидели в засаде. Они хотели подкараулить на тропинке какого-нибудь одинокого зайчика, беззаботно гуляющего по лесу. План был таков: напасть на зайчика, напугать его как следует, а потом хорошенько отодрать за уши. Борька и Антошка считали, что необходимо отомстить пушистым нахалам за дерзкое проникновение в подземный склад шоколада гоблинов.
И вот на тропинке появился маленький зайчик. Он спокойно и безмятежно шагал по дорожке совершенно один, глядя в небо и чему-то улыбаясь…
Ага!!!
Юные гоблины выпрыгнули из кустов спереди и сзади от лопоухого зверька! Бежать ему теперь было некуда!
– Ой! – удивился зайчик. И остановился. Он глядел то на одного гоблина, то на другого. Он еще не понял, что его собираются пугать и даже бить.
– Р-р-р!!! – зарычали хором Борька и Антошка, чтобы сразу же напугать зайчика посильнее.
– Вы чего? – удивленно спросил тот, хлопая глазами и шевеля ушами. – Вы хотите узнать что-нибудь еще про таблицу умножения?
– Э-э-э… – растерялись юные гоблины. Им было неловко сказать, что вообще-то они имели в виду совсем другое.
– Я могу вам что-нибудь рассказать. Не стесняйтесь, – подбодрил их зайчик. – Что вам интересно?
– Ну… мы… нам хотелось бы знать… – начал мямлить Антошка.
А Борька почесал голову и спросил:
– Скажи, существует ли какое-то особое секретное знание про таблицу умножения на 2, которое вы скрываете?
Зайчик смущенно опустил уши и посмотрел в землю. Он явно колебался.
Молодые гоблины молча ждали.
Внезапно вдалеке на тропинке раздался топот. Он быстро приближался. И скоро из-за поворота появилась целая толпа очень крупных зайцев с дубинками. Они подбежали и остановились, сурово поглядывая на гоблинов.
– Мы тут интересуемся таблицей умножения… – небрежным тоном произнес Антошка.
– Да, – кивнул маленький зайчик. – Они меня спросили про особый секретный пример… Но я не уверен, что можно им раскрыть эту нашу математическую тайну…
Зайцы посовещались между собой и решили, что вполне допустимо поделиться с гоблинами некоторыми особыми секретными знаниями. Поскольку надо же не только драться, но и дружить.
Антошка и Борька согласно покивали головами. И приготовились слушать.
Маленький зайчик, который все еще так же стоял между ними, торжественно произнес:
– Дважды одиннадцать – это двадцать два.
Юные гоблины очень удивились.
А зайчик пояснил:
– Ну то есть если 2 умножить на 11, то получится 22.
И он немного попрыгал по тропинке туда-сюда, пока Борька и Антошка размышляли над услышанным. А потом объяснил подробнее:
– Если мы хотим умножить 2 на 11, то есть взять по два одиннадцать раз, то надо сначала взять по два десять раз, это будет двадцать, а потом еще добавить два. И всего будет 20 + 2 = 22. Вот так.
– Ого! Круто! – поразился Борька.
– А я что-то не очень понял, – признался Антошка.
Зайцы посовещались и предложили продемонстрировать все это наглядно. Она разбились на пары и выстроились вдоль тропинки. Причем в каждой паре один из зайцев стоял у самой дорожки, а другой – за ним, чуть выше по склону холма, идущему здесь довольно круто вверх.
Маленький зайчик показал на своих выстроившихся вдоль тропинки сородичей и сказал молодым гоблинам:
– Вот видите, здесь 11 пар зайцев. То есть 2 умножить на 11. Пересчитайте, сколько их всего.
Борька аккуратно пересчитал по порядку всех выстроившихся зайцев и согласился:
– Да, действительно их 22.
– Но что важно, – маленький зайчик с умным видом поднял переднюю лапку, – мы видим, что можно умножить здесь 2 на 11, а можно умножить 11 на 2. Ведь в каждом ряду здесь стоит по 11 зайцев. А рядов тут 2.
– И получается, что 2 х 11 = 22 и 11 х 2 = 22, то есть это одно и то же в итоге, – сообразил Антошка.
Зайцы снова разбрелись в разные стороны, продолжая помахивать своими дубинками, которые они держали в лапах.
– Что ж, мы все поняли, большое спасибо, – вежливо поблагодарили Борька и Антошка.
И зайцы все вместе ускакали куда-то по тропинке.
А юные гоблины пошли в свою деревню.
Некоторое время они шагали молча.
Наконец Борька молвил:
– Хорошо, что мы этого маленького зайчика не начали бить и за уши дергать.
– Да, хорошо, – согласился Антошка. – Удачно получилось. И кое-что новое узнали по математике.
– Я теперь никогда не забуду, что 2 умножить на 11 – это будет 22, – хмыкнул Борька. – Как вспомню зайчиков с дубинками, выстроившихся парами вдоль тропинки…
– А ты обрати внимание, что когда мы умножаем 11 на 2 и получаем 22, то это просто как будто бы мы каждую единичку в числе 11 умножаем на 2, вот и превращается число 11 в число 22, – сказал Антошка.
Так они постепенно и дошли до своей деревни.
В поселке их встретил старый гоблин по кличке Кандидат Наук. Узнав о приключении юных гоблинов, он подумал и пообещал:
– Вы не трудитесь, я сам всем нашим соплеменникам расскажу про этот особый тайный пример. Чтобы все знали.
Борька и Антошка завалились на траву на солнышке и стали наблюдать за плывущими по небу облаками. Они вспоминали маленького зайчика, пример 2 ? 11 = 22 и суровых крупных зайцев с дубинками. И думали, что у них получилось очень удачное приключение.