Жила-была девочка. У нее были две косички и симпатичное платьице – синее в белый горошек. А жила она в собственном домике.
Однажды шла эта девочка по полю. В траве стрекотали кузнечики. Вокруг летали бабочки. Где-то у леса в кустах распевал соловей. В небе алели вечерние редкие облака.
Вдруг девочка услышала грустные подвывания и всхлипывания. «Кто же это плачет?» – подумала она.
Девочка подошла к кусту ромашек, слегка возвышавшемуся над остальной травой, и увидела под кустом странного зверька. Он хлюпал носом, поскуливал и жалобно хныкал.
Девочка пригляделась. Зверек был размером с небольшую кошку, с острой мордочкой и с довольно большими округлыми ушами. Его серовато-бурый мех и длинный пушистый хвост придавали ему сходство с огромной белкой или со странной маленькой собачкой. Умные добрые глаза смотрели печально. Из них капали слезы.
– Кто ты? – спросила девочка, присаживаясь на корточки около зверька и ласково поглаживая его по голове и по спинке.
– Я не нужен никому, – ответил тот. – Я никчемный и никудышный. Я ничтожество.
– Почему ты так решил? – удивилась девочка.
– Все так говорят. Все так считают, – всхлипнул зверек. И слезы из его глаз покатились сильнее.
– Ну а я так не считаю! – решительно возразила девочка. И взяла зверька на руки. Она стала бережно покачивать его – словно баюкая. Потом встала на ноги и понесла его в сторону своего домика.
– А я не хочу быть домашним, – вдруг сообщил зверек, который уже перестал плакать и поглядывал по сторонам. – Я хочу оставаться диким. Я хочу жить сам по себе.
– Да пожалуйста, – ответила девочка. – Я просто хочу тебя утешить и немного разузнать про тебя. Мне интересно, кто ты и чем занимаешься…
Она донесла зверька на руках до своего домика и присела на ступеньки крыльца. Зверек лежал у нее на коленях и с любопытством смотрел на грядки и садовые деревья рядом с домиком.
– Скажи, а как тебя зовут? – спросила девочка, продолжая поглаживать зверька.
– Меня зовут Периметр, – ответил он. – Но имей в виду, что я совершенно дикий и совсем не желаю становиться домашним. Я вольный лесной зверь!
– Хорошо, хорошо, – кивнула девочка. – Я и не собираюсь тебя приручать. Ты можешь уйти в лес, когда захочешь.
Они сидели и сидели так. Зверек пригрелся, лежа у девочки на коленях. Теплое вечернее солнышко ласково освещало яблони и кусты черной смородины, мячик на траве и гладкие доски крыльца…
– А я умею измерять общую длину границ любой фигуры, – вдруг сказал зверек.
– Как так? – не поняла девочка.
– А вот нарисуй на земле какую-нибудь геометрическую фигуру побольше, – предложил зверек, вскакивая на лапы и перебираясь на ступеньку крыльца.
Девочка подумала, взяла из штабеля несколько длинных деревянных реек, приготовленных для постройки нового забора, и выложила этими рейками на траве перед домиком большой треугольник.
Зверек соскочил с крыльца, подбежал к одному из углов этого треугольника, понюхал рейки и, гордо подняв хвост, не спеша прошелся вдоль всех границ треугольника. И когда дошел до той точки, с которой он начал обход, сообщил уверенным голосом:
– Периметр этого треугольника равен 10 метров.
– Откуда ты знаешь? – очень удивилась девочка. – И что это за слово такое странное – «периметр»? Это же твое имя, ты так сказал. При чем тут сумма длин всех сторон треугольника?
– А сумма длин всех сторон фигуры и называется периметром, – ответил зверек. – Это такое математическое слово. И меня как раз так и зовут. Это потому, что я умею определять периметр. Это мое особое волшебное свойство!
– Удивительно! – сказала девочка.
Зверек довольно повертел мордочкой и весело помахал хвостом. Потом уселся на траву и улыбнулся.
– А я просто знаю, что эти рейки имеют длину по одному метру каждая. Поэтому я сначала сложила длины двух сторон, то есть 3 метра и 5 метров. Это будет 8 метров вместе. А потом я добавила еще длину третьей стороны, то есть еще 2 метра. И вместе вышло 10 метров. Ведь 8 + 2 = 10, – объяснила девочка, поочередно показывая на соответствующие стороны треугольника.
Периметр почесался задней лапой у себя за ухом и предложил:
– Давай ты какую-нибудь другую фигуру из реек выложишь, а я легко определю сумму длин всех ее сторон.
Девочка взяла из штабеля еще реек и сложила на траве большой четырехугольник.
Умный зверек обошел его по краю и сообщил уверенно:
– Сумма длин всех четырех сторон равна 13 метров!
Девочка пересчитала число реек в каждой стороне четырехугольника и согласилась:
– Ага. Вот эта сторона длинной 3 метра, эта – 5 метров, следующая – 4 метра, и последняя – 1 метр. Вместе это будет 3 + 5 + 4 + 1. То есть 13 метров. Согласна с тобой.
– Вот видишь! – сказал Периметр. – Я умею все точно определять. Я волшебный!
– Конечно, ты замечательный зверек! – улыбнулась девочка и погладила его по спинке.
Потом она сложила из реек треугольник поменьше и спросила:
– Ну как? Сумеешь определить сумму всех сторон?
Зверек прошелся по границе треугольника и произнес:
– Здесь периметр всего 8 метров.
– Правильно, – кивнула девочка. – Вот эти две стороны – по 3 метра. В сумме они дадут 6 метров. А третья сторона – 2 метра. Значит, это 6 + 2. То есть всего будет 8 метров. Ты прав!
Она собрала рейки обратно в штабель. И снова уселась на крыльцо. Периметр тут же подбежал к ней и сел на ступеньке рядом. Девочка погладила его по голове и поинтересовалась:
– А почему ты плакал, когда я тебя нашла?
– Меня две вороны задразнили. Они каркали и говорили, что я ни на что не гожусь и что я никудышный и ничтожный, – ответил зверек, снова забираясь к девочке на руки. И добавил со вздохом: – А я им почему-то поверил.
Девочка нежно прижала Периметра к себе и мудро сказала:
– Никогда не надо верить таким глупостям.
Так они и сидели на крылечке, смотрели на закатное небо… Кузнечики стрекотали в траве все громче и громче. А дневные бабочки уже перестали летать.
– Знаешь, пожалуй, я хочу стать домашним… – задумчиво произнес зверек, потеревшись мордочкой о щеку девочки.
– Конечно, согласилась она. – Я так и предполагала, когда тебя увидела. Я тоже хочу, чтобы ты стал моим ручным зверьком.
– Эй! А я вообще-то не понял, зачем бывает нужно периметр определять! – высунув голову из-под крылечка, произнес маленький серый мышонок. Он побоялся вылезать целиком, поскольку еще не знал, как новый домашний любимец девочки относится к мышам.
– Например, я собираюсь забор новый построить вокруг своего участка, – сказала девочка. – И мне нужно заранее знать длину этого забора, чтобы приготовить необходимое количество реек для него.
– Я помогу тебе! – вскочил Периметр. – Давай решим этот вопрос прямо сейчас! Только ты мне покажи границы твоего участка.
– Там старый забор стоит, – объяснил мышонок. – Можешь по нему и ориентироваться.
– Я пойду прямо по верху этого старого забора! – сказал Периметр. И убежал, гордо помахивая своим пушистым хвостом.
А девочка и мышонок остались у крыльца.
Они видели, как Периметр ходит по забору, ограничивающему садовый участок. Зверек очень ловко шагал по старым деревянным доскам, легко балансируя хвостом и зорко поглядывая по сторонам.
Скоро Периметр прискакал обратно к крыльцу и сообщил довольным голосом:
– Длина забора вокруг твоего участка 200 метров. То есть периметр твоего участка равен 200 метров. Ровно 200 метров. Значит, именно такой длины и надо построить новый забор. Он будет длиной 200 метров!
– Какой ты умный зверек! – похвалила его девочка. – Спасибо тебе!
Мышонок, повертев мордочкой, юркнул под крыльцо.
А девочка и забавный зверек по имени Периметр пошли в дом ужинать.