Начался декабрь. На улице все присыпало белым снегом.
Солнечная крыса теперь не очень часто сидела на подоконнике. Ведь солнышко почти не появлялось на небе. Дни стояли сумрачные, короткие и холодные.
Конечно, смотреть на белый снежок было интересно и приятно. Он прикрыл ветки деревьев, крыши домов, газоны, дорожки, карниз за окном… Но все же краски более теплых времен года воодушевляли крысу значительно больше.
Поэтому она много читала и размышляла.
И ей очень хотелось сочинить какое-нибудь особенное стихотворение. Такое, чтобы потом его вспоминать и повторять про себя. Чтобы в нем отразилось что-то волшебное…
– Мне уже надоело решать эти дурацкие одинаковые примеры! – временами жаловалась девочка, приходя домой из школы. – Они все похожи друг на друга!
– А ты переводи их в крысиные ситуации, – предложил однажды ей папа. – Тогда будет интереснее.
– Как это? – не поняла девочка.
– Допустим, задали тебе пример 87 – 49. А ты представь, что это не просто пример с какими-то числами, а 87 веселых крысят идут на прогулку…
– Нет, пусть лучше они летят на воздушном шаре! – перебила его девочка.
– Хорошо, – согласился папа. – Летят 87 веселых крысят на воздушном шаре. Высоко летят. Им интересно. Они смотрят из корзины воздушного шара на землю внизу, на леса и дороги, на города и деревни…
– А потом 49 самых смелых крысят выпрыгивают с парашютами… – подхватила идею мама.
– Вот это да! – поразилась солнечная крыса. – Какие смелые крысята! Лично я ни за что не стала бы летать на воздушном шаре! А уж тем более я не хотела бы прыгать оттуда с парашютом!
– А я бы с удовольствием прыгнула! – возразила девочка. – Это же так здорово!
– Ну и вот теперь надо подсчитать, сколько крысят осталось в корзине воздушного шара. Сколько крысят будут продолжать полет дальше? – закончил задачу папа.
– А зачем это надо знать? – спросила солнечная крыса.
– Например, у них есть 100 маленьких пирожков. И они хотят понять, на сколько приемов пищи им хватит этих пирожков. За один прием пищи один крысенок съедает один маленький пирожок, – предложила мама свою версию истории. – Надо знать, надолго ли хватит запасов пищи.
– А сколько раз в день они едят? – спросила девочка.
– А с чем пирожки? – спросила крыса.
– Они едят два раза в день. И перед полетом с утра они поели на земле. А пирожки – с капустой, – ответила мама.
– Итак, 87 веселых крысят летели на воздушном шаре. Из них 49 выпрыгнули с парашютами. Значит, надо вычесть 87 – 49… А, ну да, этот пример ведь и был у нас с самого начала… – стала думать девочка вслух. – Но как его лучше решить? Как это сделать проще?
– Обрати внимание, что число 49 – это почти 50. Я бы это использовала, – подсказала солнечная крыса.
– Ага! Отлично! – обрадовалась девочка. – Тогда я вычту из числа 87 сразу 50. Это проще простого. Ведь 80 – 50 = 30. Значит, 87 – 50 = 37.
– Но не забудь про единичку, – напомнила мама. – Ведь надо было вычесть не 50, а всего 49.
– Да, я помню. Получилось, что мы вычли на единичку больше, чем было нужно. Значит, надо эту единичку к числу 37 прибавить обратно. Итого 37 + 1 = 38. В корзине воздушного шара осталось 38 крысят, – закончила решение девочка.
Папа с воодушевлением сказал:
– Да! И они летят дальше!
Видно, ему и самому хотелось бы полетать на воздушном шаре, попутешествовать…
– А что у них с пирожками? Надо сосчитать и про пирожки, – напомнила крыса, почесываясь.
Девочка подумала и решила:
– Я просто прикину приблизительно. Чтобы не мучиться долго со сложными подсчетами. Пусть им на один прием пищи надо не 38 пирожков, а 40. Тогда на два приема пищи потребуется 40 + 40 = 80 пирожков. И на третий раз им уже не хватит. Потому что у них останется всего 100 – 80 = 20 пирожков. А это значительно меньше, чем 40… То есть они смогут поесть в полете лишь дважды. А потом надо будет как-то делить оставшиеся пирожки на всех… Но так крысята не наедятся досыта.
– Получается, что они могут поужинать в первый день полета и позавтракать на следующий день. И к вечеру второго дня им надо будет приземлиться и найти на земле еще что-нибудь на ужин, – сообразила солнечная крыса, задумчиво приподняв морду.
– Да, все верно, – сказал папа. – Вот видите. Мы создали крысиную ситуацию на основе обычного скучного примера. Вот так просто это делается.
– А я от этих разговоров тоже захотела немного попутешествовать. Давайте вы возьмете меня на прогулку, – попросила крыса.
– Сейчас и пойдем! – вскочила девочка.
– Но уже темно. Тогда уж я тоже пойду с вами, – решил папа.
– Не застудите нашу маленькую домашнюю зверюшку! Там мороз! – предупредила мама.
– Я буду сидеть в рукаве у моей хозяйки. И лишь иногда буду высовывать морду наружу, – пообещала крыса. – Так что я не замерзну.
И они отправились гулять по заснеженным вечерним городским дворам, среди сугробов и фонарей.
Папа и девочка бодро шагали по дорожкам, наслаждаясь приятной зимней погодой. Ветра почти не было. Снег поскрипывал под ногами. Окна домов светились загадочно и уже почти по-новогоднему.
Крыса иногда ненадолго высовывалась из рукава пальто девочки. Маленькая зверюшка смотрела по сторонам, нюхала воздух – и снова пряталась в рукав. Ей нравилось гулять именно таким образом.
Как раз в один из тех моментов, когда крыса высовывалась из рукава, к ним подошла белая собака. Она приветливо помахала хвостом. Потом потянула носом воздух, пригляделась – и заметила солнечную крысу.
Собака не стала ее пугать, не стала ее близко нюхать, не стал гавкать. Она просто улыбнулась.
И еще раз помахала хвостом.
А потом спокойно ушла – так как где-то далеко ее уже окликал хозяин.
Солнечная крыса почувствовала что-то особенное в этой простой встрече. Словно бы волшебство прикоснулось к ним всем в этот момент.
Мимо проехало такси. В морозном воздухе почувствовался неприятный запах выхлопных газов.
Но ощущение волшебства не исчезло. Оно даже как будто бы сделалось сильнее.
Крыса еще немного повертела мордой по сторонам, ощутила легкий холодный ветерок…
И вдруг сами собой в ее голове сложились строчки:
Белая собака
Мне хвостом махнула,
Сморщила в улыбке
Свой смышленый нос.
И такси нахально
Выхлопом дохнуло,
И кусает морду
Сумречный мороз.
Она несколько раз повторила про себя это стихотворение, чтобы не забыть его. А затем, забравшись поглубже в рукав, пропищала оттуда:
– Эй! Я сочинила стихи! Надо бы их записать!
Девочка, конечно, тут же достала из внутреннего кармана блокнотик и записала стихотворение. Но по поводу предпоследней строчки она предложила:
– А может, мороз будет кусать не морду, а щеки? Так будет более культурно звучать.
Крыса подумала и согласилась. Все же слово «щеки» – более литературное, чем слово «морда».
Они еще долго гуляли по зимним дворам, смотрели на деревья под снегом и не редкие снежинки, падающие в свете уличных фонарей…
А дома солнечная крыса попросила достать блокнотик и гордо прочитала маме свое стихотворение:
Белая собака
Мне хвостом махнула,
Сморщила в улыбке
Свой смышленый нос.
И такси нахально
Выхлопом дохнуло,
И кусает щеки
Сумречный мороз.
Маме стихи очень понравились. Она погладила крысу и похвалила ее.
И так уж получилось, что все они запомнили эту зимнюю вечернюю прогулку на морозе. И папа, и девочка, и крыса иногда вспоминали стихотворение. И для них сразу оживало все, про что в нем говорилось, вся та почти волшебная ситуация.
И особенно они сразу вспоминали добрую и умную белую собаку, которая им дружелюбно улыбалась и помахивала хвостом.
Но и проехавшее мимо такси им вспоминалось тоже…
Такое вот получилось волшебство зимнего вечера и стихов.