Однажды солнечная крыса прочитала в старой научно-популярной энциклопедии, что ученые-биологи давно уже используют лабиринты для исследования сообразительности различных животных.
Ее это очень впечатлило. И она предложила своей хозяйке:
– Давай построим для меня лабиринт и будем исследовать мой интеллект.
– А мой интеллект? Я тоже хочу по лабиринту ходить! – тут же воодушевилась девочка.
И они принялись изобретать, из чего можно построить подходящий лабиринт. И долго размышляли об этом, перебирали различные варианты. Но ничего не могли придумать.
Тогда стали советоваться с папой и мамой.
Папа лишь неопределенно помахал в воздухе руками и высказал мнение, что лабиринт строить – это очень хлопотно, что это требует большого расхода строительных материалов и рабочего времени.
Но мама отнеслась к идее лабиринта иначе. Она предложила:
– А давайте в нашей библиотеке, где я работаю, это научное исследование организуем. У нас есть огромное книгохранилище, куда посетителей не пускают. И там просто жуткий бардак. Особенно в связи с продолжающимся вот уже пять лет ремонтом. Все шкафы с книгами постоянно передвигаются по мере ремонта. Так что там как раз и есть настоящий лабиринт. Иногда библиотекари или рабочие, которые ремонт делают, по полчаса плутают…
– Отлично! То что надо! – воскликнула девочка с энтузиазмом. – Книжный лабиринт! Как это волшебно и причудливо!
А солнечная крыса напомнила:
– Надо еще про приманку в конце лабиринта не забыть. Вкусная пахучая приманка – вот что очень важно во всех научных исследованиях!
– Завтра в библиотеке выходной день, – сказала мама. – Можно прямо завтра все это и осуществить. В библиотеке целый день никого не будет – ни сотрудников, ни посетителей. У меня есть свой ключ. Так что спокойно походим там по лабиринту.
Так и решили сделать.
На следующее утро мама, девочка и солнечная крыса отправились в библиотеку. Крыса уютно устроилась в рукаве куртки у девочки и всю дорогу даже не высовывалась.
В библиотеке было пусто, тихо и просторно. Здесь мама и девочка сняли куртки и повесили их на вешалку. А крыса перебралась к девочке на плечо и дальше так и поехала. Она с интересом разглядывала новое помещение с книжными полками, столами, стульями и компьютерами.
Когда они прошли в отдельное огромное книгохранилище, мама сказала:
– Оставайтесь пока у входа. А я пойду и положу в самом дальнем конце этого лабиринта кусок сыра. Он издает сильный запах, как и полагается приманке.
И она ушла вглубь таинственного, хаотического и запутанного нагромождения высоченных книжных шкафов.
– Я вообще-то не очень люблю сыр, – немного недовольно заметила девочка. – Особенно безо всего. Тогда уж надо было бутерброд с сыром сделать… А еще лучше было бы в качестве приманки банан использовать или дыню, или даже шоколадку…
– А я сыр очень люблю, – возразила солнечная крыса. – К тому же, в лабиринтах с приманкой обычно животных изучают, а не людей. И чаще всего в лабиринтах именно крыс исследуют. Так я читала во всех энциклопедиях.
Вернулась мама и скомандовала:
– Крыса – на старт! Приготовься найти приманку как можно быстрее! Я засеку время. И мы узнаем, сколько тебе понадобится минут и секунд на решение этой задачи.
Девочка спустила солнечную крысу на пол. И та заняла стартовую позицию у первого от входа книжного шкафа.
Мама приготовила секундомер и скомандовала:
– Внимание! Марш!
И солнечная крыса помчалась по огромному книжному лабиринту.
Она то неслась большими скачками, то бежала помедленнее, осматриваясь по сторонам и нюхая воздух. Она исследовала разные проходы, быстро находила выходы из тупиков, шустро ориентировалась в общей структуре всего лабиринта. Она уверенно шла к своей цели.
И довольно скоро нашла сыр.
Рядом с приманкой мама подвесила небольшой, но звонкий колокольчик. Солнечная крыса зазвонила в него изо всех сил – чтобы на другом конце книгохранилища мама и девочка узнали, что она уже выполнила задачу.
– Ого! – удивилась мама, глядя на секундомер. – Она управилась всего за 5 минут и 23 секунды! Какая умница!
– Я тоже справлюсь, – сказала девочка, вставая на старт и приготавливаясь.
– Внимание! Марш! – скомандовала мама.
И девочка поспешила по запутанным проходам между высоченными книжными шкафами. Вокруг были тысячи и тысячи разных книг. И казалось, что это какое-то заколдованное царство…
Поворот за поворотом… Девочка бежала вперед, возвращалась назад, петляла, делала круги среди высившихся со всех сторон книг… Но где же сыр?
И вот, в конце концов, девочка добралась до того места, где уже сидела солнечная крыса и спокойно уплетала сыр. Его уже почти не осталось. Но девочку это, конечно же, ничуть не расстроило.
Она скорее позвонила в колокольчик.
И где-то далеко-далеко, на другом конце книгохранилища мама крикнула:
– Отлично! Твой результат – 5 минут и 48 секунд! Ты тоже умница!
– Ничего себе! – поразилась девочка, обращаясь к солнечной крысе. – Ты успела быстрее меня! Я отстала от тебя на… на… А на сколько секунд я от тебя отстала?
– Вот и посчитай пока, а я доем этот сыр, – продолжая жевать, не очень внятно произнесла крыса.
Девочка подумала и сказала:
– Мой результат – 5 минут и 48 секунд. А твой результат – 5 минут и 23 секунды. Значит, надо вычесть из числа 48 число 23. Тогда и узнаем, на сколько секунд я добиралась сюда дольше, чем ты. Итак, 48 – 23… Наверное, надо отдельно вычесть десятки и отдельно единицы. То есть сначала 40 – 20 = 20, а потом 8 – 3 = 5… Итого получается в ответе 25. Ты обошла меня на 25 секунд!
Крыса тем временем закончила есть сыр и спросила:
– У тебя, случайно, нет чего-нибудь, чем можно вытереть морду, усы и лапы? А то сыр жирный, я измазалась…
Девочка дала ей бумажный носовой платок и возмутилась:
– Безобразие! Что ли, я глупее тебя?! Что ли, наше научное исследование в лабиринте показало, что я глупая?!
Крыса тщательно вытерла морду, усы и передние лапы носовым платком, подумала и решила утешить свою хозяйку:
– Ты не расстраивайся. Ведь я не только умом ориентировалась в лабиринте, но еще и по запаху сыра издалека. У меня же очень тонкий нюх. А ты могла искать дорогу только с помощью своего ума. Получается, что мне было проще эту задачу решить.
– Да, пожалуй… – согласилась девочка, снова приходя в хорошее настроение.
Потом они взяли колокольчик и вернулись к маме. Солнечная крыса снова ехала у девочки на плече.
Вместе с мамой они вышли из книгохранилища и расположились в читальном зале, за большим столом. Здесь работники библиотеки в свободное время пили чай.
Весело улыбающийся паучок лихо спустился на паутинке с потолка прямо на середину стола. Он было довольно крупный.
– Это наш библиотечный сторожевой паучок, – объяснила мама. – Он охраняет территорию библиотеки от всяких книжных червей и от прожорливых вредных букашек. Да и мышей заодно отпугивает. Смотрите, какие у него зубы.
Паучок улыбнулся еще шире – чтобы всем было видно, какие у него большие и острые зубы. А потом он застенчиво намекнул:
– Я тоже очень люблю чай…
– Конечно, конечно, – откликнулась мама. – Я помню.
Она достала из шкафчика и поставила на стол две большие чашки для себя и для своей дочки, блюдечко для крысы и совсем крошечную чашечку для паучка.
За чаем они повели неторопливую культурную беседу.
– Здесь так много книг… Прямо дыхание вечности и творчества ощущается в воздухе среди пыли и паутины… – задумчиво проговорил паучок, прихлебывая из своей чашечки. – Я люблю тут везде поэтому бегать и лазать…
– А я вообще-то и сама стихи сочиняю… – как бы невзначай молвила солнечная крыса.
– О! – только и ответил паучок восхищенно.
– Может, ты тогда прямо сейчас сочинишь стихотворение про наш забег в книжном лабиринте? – предложила девочка.
– Да, попробуй, – поддержала мама. – Мы хотели бы услышать твои новые стихи…
– Это было бы потрясающее событие в моей жизни! – допивая чай, сказал паучок. – Я всегда мечтал увидеть, как появляются стихи…
Солнечная крыса подумала немножко и произнесла:
Сила нашего ума
В лабиринте проявилась.
Как волшебная стрела,
Крыса к сыру устремилась.
Средь запутанных шкафов
Следом девочка бежала,
Топая, как великан…
Сыра ей досталось мало.
Своей мощью интеллекта
Они сложность сокрушили!
Средь запутанных ходов
К сыру путь они открыли!
Как в науке настоящей,
Удался эксперимент.
И для всех энциклопедий
Это главный аргумент.
Паучок потрясенно молчал. А девочка с мамой спокойно пили чай. Ведь они уже привыкли, что их крыса сочиняет стихи.
После долгого молчания библиотечный сторожевой паучок прошептал:
– Изумительно!
Он икнул и снова замолчал.
Конечно, солнечной крысе было очень приятно, что ее стихотворение так понравилось паучку. Но ей вовсе не хотелось задаваться. И она попросила его:
– Расскажи, пожалуйста, теперь и ты что-нибудь. Расскажи нам какую-нибудь интересную историю из твоей жизни.
Сторожевой паучок смущенно улыбнулся и ответил:
– В моей жизни мало необычного… Разве что иногда… Я могу вам поведать о том, как враждовал и даже почти воевал с одной очень зловредной букашкой. Бывают такие библиотечные букашки…
– Да, конечно, нам было бы очень интересно узнать, как все это происходило, – подбодрила его девочка.
Все замолчали. В библиотеке стало совсем тихо. И солнечная крыса ясно поняла: библиотека – это очень волшебное место.