Развивающие игры-лото

novoe0016

Буквенное лото

Движение

Лото ужика

Лото чисел

Стрелочки

* * *

Данные пять развивающих игр представляют собой единое игровое учебное сказочное образное пространство. Они ориентированы на дошкольников. Но и в более старшем возрасте с ними можно глубоко и многообразно взаимодействовать.

Главная задача всей серии: передать настроение, психологическое состояние умения эффективно учиться. На естественном для ребенка языке образов говорится о том, как можно относиться к числам, буквам, абстрактным символам, геометрическим формам… Как? По-доброму, дружелюбно, с интересом. Цифры, буквы и прочие структуры, которые потом изучаются в школе (и все, что из них «состоит») – они хорошие, они часть нашего мира, они глубоко соединены с жизнью, они любят нас. То есть данная система игр готовит ребенка к восприятию той информации, которую он потом будет изучать в школе.

Дидактическая информация нарисована и организована как единое целое со сказочной, “фоновой” информацией. Например, каждая цифра нарисована в точной композиционной гармонии с каждой из летающих вокруг стрекоз, с каждым цветочком, с каждой травинкой…

Вторая задача всей серии: развитие творческих способностей, особенно художественных; развитие образного мышления. Это не просто раскраски. Это продвинутые раскраски. Они мягко и просто предлагают ребенку поискать красивые, гармоничные образные формы, интересные сочетания цветов.

Каждая игра имеет следующие функции:

1. Центральная дидактическая задача.

«Лото ужика» – умение различать формы. «Буквенное лото» – изучение букв. «Лото чисел» – изучение чисел от 1 до 100. «Движение» и «Стрелочки» – умение различать абстрактные узоры, символы и композиции.

2. Игра с образами.

Ребенок и взрослый играют с большими картами и маленькими карточками, варьируют их расположение и формы раскраски, их сочетания. Это все равно, что играть с камушками или с листиками, или с разноцветными кубиками.

3. «Заготовка для творчества».

Черно-белую «заготовку» можно раскрасить – в соответствии с умением и вкусом того, кто это делает, и того, для кого предназначается игра. Раскрашивать могут и дети, и взрослые, и подростки. Вы можете просто сделать что-то симпатичное, а можете попробовать создать шедевр.

4. Развитие мелкой моторики.

В процессе игры ребенок берет карточку, вертит ее в руках, прикладывает ее на нужное место (при этом поворачивая, совмещая с аналогичным образом на большой карте). А если малыш раскрашивает и вырезает, то это тоже мелкие движения рукой.

5. Улучшение настроения.

Я старался рисовать симпатично – чтобы поиграли, и на душе радостнее и веселее делалось и детям, и взрослым.

Данная серия развивающих игр была издана в 1999 году образовательным центром «Гармония» и апробировалась в детских садах, дошкольных развивающих центрах, среди активных родителей и даже в школах Санкт-Петербурга.

В принципе, игры можно даже и не раскрашивать, а играть прямо черно-белыми. Это тоже нормальный вариант, просто он акцентирует другие стороны образного мышления.

Исходный размер игр (в оригинале) – формат А4. Но тут, конечно, возможны варианты.

Для игры, ясное дело, удобнее использовать плотную бумагу или картон. Особенно для маленьких карточек. Но в крайнем случае можно играть и с играми, сделанными из обычной бумаги.

См. также главу 12 ««Лото ужика» и другие (серия развивающих игр)» в книге «Волшебный лягушонок, или Как рисовать вместе с детьми».

Рекомендации по раскрашиванию.

Для малышей игру должны раскрасить и вырезать взрослые или более старшие ребята. При этом малышей тоже желательно вовлечь в процесс: пусть советуют, каким цветом и как раскрашивать; пусть подают подходящие карандаши; пусть высказывают свои соображения по поводу изображенного на картах…

Тем ребятам, которые уже сами могут аккуратно раскрасить и вырезать игру, взрослые должны немного помочь: объяснить, подсказать, подбодрить, правильно настроить…

Во всех играх желательно оставлять незакрашенными те места на больших картах, куда потом накладываются маленькие карточки. Это нужно для того, чтобы во время игры сразу было видно, какие места уже заполнены, а какие еще нет.

Маленькие карточки в «Движении» и в «Стрелочках» следует раскрашивать минимально – чтобы не мешать восприятию узоров и абстрактных композиций на них. Можно, например, просто обвести по краю цветной полосой. А можно однотонно закрасить бледным цветом.

Маленькие карточки в «Лото чисел» тоже стоит закрашивать не очень сложно. Здесь, на мой взгляд, хорошо подходит вариант одноцветного фона (не обязательно бледного, а можно и довольно насыщенного цвета). Но возможны и более хитрые узоры из линий, многоцветная раскраска фона – по интересу и желанию.

В «Буквенном лото» есть три варианта: 1) раскрасить только буквы; 2) раскрасить только фон, оставив буквы белыми; 3) раскрасить и буквы и фон, но так, чтобы буквы были хорошо видны.

Фигурки с божьими коровками в «Лото ужика» (божья коровка ползет по лицевой стороне фигурки) представляют собой простор для фантазии и разнообразных художественных решений. Тут можно и раскрасить однотонно, и с плавными переходами цветов, и с хитрыми узорами, и просто широкой полосой вдоль краев… А можно и учесть, на что похожа данная фигурка: домик, цветок, автобус, подъемный кран, барашек… Можно и самим попридумывать ассоциации.

Большие карты в играх можно раскрашивать очень по-разному. Кто-то захочет раскрасить только сюжетные фигуры и образы: Сугра и маленьких человечков в «Движении»; волка, сома и летающие мыльные пузыри в «Стрелочках»; лесных, луговых и болотных жителей, цветы, ягоды, траву, деревья и грибы в «Лото чисел» и в «Лото ужика»; медвежонка, воробья, насекомых и листья деревьев в «Буквенном лото». А кто-то раскрасит еще и фон или даже дорисует туда что-то симпатичное.

По-моему, цвета можно выбирать произвольно. Кому-то интереснее раскрашивать реалистично: зеленые листики, красные ягодки, серые цапли… А кому-то захочется сделать цаплю фиолетовой, а волка – оранжевым. Тут дело вкуса.

Есть вариант раскрашивать на компьютере. Но, конечно, в ручном раскрашивании есть свой особый дополнительный смысл.

Рекомендации по игре.

Для самых маленьких можно брать для игры всего по одной карте на ребенка – чтобы было не так сложно ориентироваться. При этом не надо торопиться. Особым развивающим моментом будет умение малыша точно совместить при наложении карточки и их места. Обратите внимание: в «Лото ужика» у цветочков все лепестки немного разные, а прямоугольники и квадраты не точно прямоугольные; фигурку важно правильно повернуть. В «Движении» и в «Стрелочках» формы маленьких карточек несколько отличаются от круглых, тут тоже желательно накладывать их точно.

Для кого-то эти игры станут любимыми, а кто-то лишь раз-другой поиграет. Так, по-моему, и должно быть. Иногда интерес вначале есть, а потом пропадает. А может и снова проявиться через месяцы или годы. В какой-то период идет активная работа с данной серией развивающих игр, а в какой-то период они лежат на полке и тихо ждут своего часа.

А есть и такой опыт. Учительница группы продленного дня (1 класс) предложила мне для проведения занятия по «Лото ужика» предварительно нарисовать на больших листах бумаги и раскрасить главных героев сказки из этой игры. Проводя занятие, я читал сказку и показывал ребятам большие изображения ужика, гномика и всей остальной компании. То есть это уже что-то от театра.

Многие педагоги и психологи, используя данные игры в своей работе, придумывали свои специальные формы, которые мне и в голову не приходили. Словом, профессиональный опыт и родительская любовь вам подскажут.