Данная статья посвящена просто констатации факта, сформулированного в ее заголовке. И одновременно это один из четких и удобных ориентиров – на весь период получения школьного образования. Вне зависимости от того, как учится ваш ребенок – дома или в школе. Правило, записанное в заголовке данной статьи, является абсолютным.
Я не уверен, что все сразу со мной согласятся. Сейчас многим кажется, что интеллект – это все. Обычно думают, что необходимо как можно более активно налегать именно на интеллектуальную подготовку.
Однако, поразмыслив, вы согласитесь со мной в данной идее. Даже для карьеры в науке важны далеко не только знания, не только развитый аналитический ум, но и множество других качеств личности: уровень здоровья, умение строить отношения с людьми, общий культурный кругозор, психологическая устойчивость… А уж для карьеры в других сферах всего этого нужно еще гораздо-гораздо больше!
Посему важно не слишком идти на поводу у маститых ученых-академиков, которые составляют нашу школьную программу «под себя», которые ориентируются через призму своего высокоинтеллектуального способа жизни в мире. Ведь таких людей, как эти ученые, очень и очень мало. А всем другим необходима совершенно иная пропорция в развитии интеллекта и в развитии всех остальных сторон личности.
Мы растим наших детей в пространстве достаточно широкого спектра возможностей. И от нас, родителей, зависит, какие из данных возможностей мы предоставим ребенку, подростку. Кроме уроков в школе, учебников, домашних заданий, ЕГЭ, репетиторов и хороших баллов за тесты, есть еще спортивные секции, художественные студии, море чудесных книг, прогулки и походы по лесам и паркам, игры и праздники, спектакли в театрах и замечательные фильмы…
Разумеется, имеет смысл уделить самое серьезное внимание тем 10-15% от всей сферы развития личности, которые связаны с интеллектом. Но очень важно осознавать и остальные 85-90% потребностей развития – и самым серьезным образом относиться к их реализации.
Вот и вся мысль. Держите ее в голове все те годы, которые ваш ребенок учится в школе. Не попадайте в ловушки чрезмерного интеллектуализма. Жизнь вокруг нас очень многогранна. Да и сам интеллект развивается более гармонично и естественно, если это подкреплено развитием всех других сторон личности. Учитывайте это.
Возможно, когда-нибудь и вся массовая школа будет устроена именно так: 10-15% учебного времени – на интеллектуальное изучение всех наук, а 85-90% времени – на игры, спорт, прогулки, театр, чтение, общение, разнообразные проекты… Может быть, может быть…