Рисуйте многоугольники

risuyte-mnogougolniki-1

Есть много путей, как заинтересовать ребенка математикой, как подготовить его заранее к восприятию сложных математических знаний из программы средних и старших классов.

Рисование многоугольников с диагоналями – одно из самых очевидных средств.

Это настолько просто, что доступно и в дошкольном возрасте. В то же время, и более старшие ребята могут найти в таком занятии ценные для себя впечатления и новые математические знания и навыки.

risuyte-mnogougolniki-2

Вот четырехугольник, в котором проведены обе его диагонали. Простая и понятная картинка.

С данного шага естественно начинать.

Для малыша наметить 4 точки, соединить их прямыми линиями по сторонам фигуры, а затем провести и две диагонали – это уже достаточно сложная задача.

Мы знакомимся с понятиями “вершина”, “сторона”, “диагональ”, “четырехугольник”. И привыкаем к ним.

Давайте не спеша познакомимся с разными видами четырехугольников. Давайте почувствуем вкус к такому рисованию. Давайте будем использовать не только простой карандаш, но и цветные фломастеры или цветные карандаши…

risuyte-mnogougolniki-3

В процессе этих экспериментов мы обнаружим, что не всегда в четырехугольнике можно провести обе диагонали внутри него.

Вот, скажем, изображены четырехугольник и шестиугольник. Некоторые их диагонали окажутся внутри контуров фигур. А некоторые “не влезут” внутрь, а пройдут снаружи.

Такие фигуры называют “невыпуклыми”. Вполне логичное название.

В курсе школьной геометрии изучают лишь выпуклые многоугольники. Но для рисования, конечно, годятся любые, самые разные.

risuyte-mnogougolniki-4

Далее перейдем к пятиугольникам.

И уже уместно разъяснить ребенку общий принцип в названиях: сколько углов – “стольки и угольник”.

Раз тут 5 углов, значит, фигуру надо назвать “пятиугольник”.

Обратим внимание: углов стало всего на один больше (по сравнению с четырехугольником), а диагоналей сделалось уже значительно больше!

Всяких разных пятиугольников желательно нарисовать много. Спешить нам некуда. Для ребенка важно именно прожить данный тип фигур в образах, познакомиться на собственном опыте с различными вариациями общей схемы. Это маленькое исследование.

Ну а потом можно двигаться и дальше – увеличивая количество вершин по одной.

Вот я нарисовал здесь уже семиугольник.

risuyte-mnogougolniki-5

Ух, сколько у него диагоналей!

Кстати, а как не забыть провести именно все диагонали? Как не пропустить ни одной?

Желательно, чтобы малыш сам придумал для себя удобный и эффективный метод.

Можно и подсказать чуть-чуть. Например, обратить внимание на то, сколько у фигуры вершин и сколько из каждой вершины должно выходить линий к другим вершинам. Две из этих линий будут сторонами многоугольника. А остальные – диагоналями.

И вот, оказывается, интересное дело: внутри данного семиугольника мы видим разные другие фигуры, образованные его сторонами и диагоналями.

И продолжаем исследование: постепенно увеличиваем количество вершин (углов). Вот уже я нарисовал девятиугольник.

risuyte-mnogougolniki-6

Мне такие картинки напоминают кристаллы.

Их интересно разглядывать, вертеть во все стороны, рисовать линиями различной толщины…

Эти эксперименты – прекрасное средство подружиться с геометрией. Ее естественная и строгая красота постепенно открывает себя рисующему ребенку. Он привыкает к линиям, фигурам, узорам…

Однако есть и особая фишка.

Правильные многоугольники!

То есть такие, у которых все стороны равны между собой и все внутренние углы равны друг другу.

Вот правильный шестиугольник.

risuyte-mnogougolniki-7

Как его нарисовать?

Как он устроен?

И посмотрите, как много можно в нем найти одинаковых элементов и структур!

Правильный шестиугольник является одной из самых важных, самых ключевых фигур в школьной геометрии. И поэтому познакомиться с ним следует особенно внимательно и особенно подробно.

Если ребенок уже владеет измерением углов в градусах, то имеет смысл показать, как с помощью транспортира мы получаем на окружности 6 точек – 6 вершин правильного шестиугольника.

Заодно узнаем и удивительный факт: стороны правильного шестиугольника по длине равны радиусу окружности, на основе которой мы его строим.

Да, все это подробно изучается в школьном курсе геометрии 7-9 классов. Но почему бы не познакомиться с такими красивыми и жизненными штуками гораздо раньше? Они ведь очень просты для понимания.

Научиться рисовать правильные многоугольники полезно вообще по жизни.

Вот правильный десятиугольник.

risuyte-mnogougolniki-8

Сначала я нарисовал окружность. С помощью транспортира провел из центра радиусы через равные углы – отметил на окружности точки на равных расстояниях друг от друга. А потом соединил эти точки – и получил стороны десятиугольника.

Диагонали здесь – особая история. Как видите, их стало уже очень много!

Красота!

Я специально провел диагонали тонкими линиями. Так получилось аккуратнее и точнее. Да и раскрасить можно такую картинку, если кому-нибудь захочется.

Ясное дело, правильный десятиугольник – это не предел. Углов (сторон) бывает и 11, и 12, и 15…

Когда мои дети были маленькими, я довольно много занимался с ними такими штуками – начиная со среднего дошкольного возраста.

Для каждого ребенка следует подбирать свой маршрут знакомства с многоугольниками.

Кому-то понравится рисовать и подсчитывать диагонали. И даже кто-то, возможно, сумеет вывести формулу для их числа – в зависимости от числа углов.

А кто-то увлечется созданием разнообразных контуров многоугольников. Это тоже увлекательное и полезное занятие. Оно ближе к процессу художественного творчества.

И не забудьте, что нарисованный многоугольник можно закрасить или хотя бы просто заштриховать.

risuyte-mnogougolniki-9

Еще раз хочу подчеркнуть: наша цель не в том, чтобы маленький ребенок выучил всякие сведения про многоугольники задолго до того, как их будет изучать в курсе школьной геометрии, а в том, чтобы дети познакомились и подружились с геометрическими фигурами, чтобы не спеша прочувствовали их пространственную логику и красоту.

Что-то ребенок запомнит сразу и навсегда. А что-то забудет, конечно. Это не очень существенно.

В любом случае, мы так закладываем основы геометрического мышления.

И мы наглядно видим связь математики и жизни.

Потому что нарисованный многоугольник – это не какая-то далекая абстракция. Это простая игра с понятными образами, это построение красивых структур из линий, это нечто близкое и доступное.