Разные одинаковые объекты для счета
Давным-давно люди заметили: при обучении детей начальным навыкам сложения, вычитания, умножения и деления очень удобно использовать одинаковые объекты, которые мы подсчитываем в ходе решения примеров.
Сейчас технологии очень продвинулись. Художнику достаточно всего один раз изобразить яблоко, гнома, снежинку, квадратик… А компьютер скопирует картинку, нарисует сколько угодно точно таких же яблок, гномов, снежинок, квадратиков… Быстро и аккуратно.
Да и раньше (до эры компьютеров) создатели учебников по математике использовали данный подход. На иллюстрациях в книжках и в рабочих тетрадях мы видим ровные ряды совершенно одинаковых груш, слив, чашек, книжек, ягод…
Но в природе так не бывает.
Все реальные объекты мира отличаются друг от друга. Даже если они принадлежат к одному типу, даже если они очень похожи. Всегда имеются некоторые различия – малозаметные или весьма ощутимые.
Сначала на ветке было 5 птичек. Затем прилетели еще две птички. Сколько их теперь стало вместе?
И обратите внимание, какие все птички разные! Хотя они явно одной породы.
Почему создатели учебников, пособий, мультиков и тренажеров по математике обычно применяют строго одинаковые объекты для счета?
Ответ очевиден: люди экономят время и деньги.
Но для восприятия ребенка (да и взрослого) гораздо более естественным является набор похожих, но не совсем одинаковых объектов.
Посмотрите на камушки, которые жук и гусеница пересчитывают, чтобы решить пример на сложение.
Если камушки разные, то их гораздо интереснее рассматривать! А значит, и решать задачки на сложение и вычитание с ними интереснее!
Листья дерева – один из удобных образов для счета. Конечно, каждый лист отличается от других листьев. Да и на картинке так само собой получается. Вы все равно не сумеете изобразить два точно одинаковых листа, если будете рисовать от руки.
Вычитание здесь – это листопад.
Для самых маленьких детей, на самых ранних этапах освоения счета – когда внимание ребенка еще не очень устойчиво, когда еще нет привычки пересчитывать предметы – можно специально утрировать различия между “одинаковыми” элементами на картинке.
Здесь на цветке лепестки специально так сильно отличаются друг от друга. Зато их удобно считать!
Разумеется, один из важнейших объектов в математике – человечки. Они стоят или приходят, или уходят… Арифметические действия совершаются прямо на наших глазах, сами собой.
Конечно, все человечки – разные!
Именно так в жизни и бывает.
Даже если однотипных объектов надо изобразить много, то все равно нас никто не заставляет делать их строго одинаковыми.
Этот заяц решает пример на сложение – используя орехи, которые собрал в лесу. И было бы очень странно (и нам, и зайцу), если бы все они были точно одного и того же размера и одной и той же формы.
Чем шире спектр используемых образов – тем интереснее будет детям. И тем более энергично и более эффективно будут проходить наши уроки математики.
Вот облака. Их удобно и рисовать, и считать. Да и просто смотреть на них всегда интересно…
Иногда мы складываем объекты нескольких типов.
Здесь лягушонок пересчитывает насекомых. Комары, гусеницы, мухи и кузнечик – вот как их много! И смысл данного арифметического примера очевиден: сколько всего насекомых вместе.
Практическая фишка: спрашивать у ребенка, кого или что мы на картинке будем пересчитывать.
Капельки дождя, грибы, воздушные шарики, рыбки, конфеты в фантиках, звездочки в небе, морские ежи, кубики, бабочки, божьи коровки, цветы в букете… Вокруг нас есть множество подходящих объектов для счета – интересных для детишек и простых в рисовании.
Очень полезно на картинке изобразить и того, кто считает: мышонка или кошку, мальчика или девочку, инопланетянина или осьминога, бегемота или слона, робота или ящерицу… Герой, который справляется с математическими задачами!
Мелом или маркером на доске, ручкой или фломастерами на бумаге – мы рисуем картинки для детей, чтобы облегчать им понимание математики. Это реальные интересные истории из жизни и из сказок…