Деление пополам
Лягушонок взял 6 кубиков – и быстро сообразил, как распределить их на две одинаковые группы по 3 кубика. Он просто был внимателен. В такой тренировке нет ничего трудного.
А затем лягушонок принялся считать мух. Их оказалось 12. Как разделить 12 мух на две равные стаи?
Лягушонок справился и с этой задачей.
А потом задумался…
Как он бы действовал, если бы мух было не 12, а всего 3 штуки? Не очень ясно… Не резать же одну муху на две части! Лягушонок не такой злой!
Но давайте перейдем от мух к яблокам. Поделить 3 яблока поровну на двоих – это уже вполне реальная задача. Две обезьянки легко ее решили.
В другой раз у двух обезьянок была только половинка яблока. Как же ее поделить поровну?
Да запросто! Каждой обезьянке достанется по четвертинке яблока.
А если бы у них была лишь четвертинка яблока?..
Следующее подходящее учебное пособие – линейка длиной 1 метр. Конечно, подойдут и линейки покороче. Но метровая наиболее наглядна и полезна.
Делим 1 метр пополам и получаем два раза по полметра. Или так можно сказать: делим 100 см пополам и получаем две части по 50 см каждая.
Очень удобно делить пополам круглые числа с четным количеством десятков: 20, 40, 60, 80…
Затем естественно перейти и к делению на две половинки чисел 30, 50, 70, 90…
Возможно, поначалу ребенку придется некоторое время поразмышлять… А уже потом он догадается, что “лишний” (нечетный) десяток надо распределить поровну между двумя числами в ответе…
Далее переходим к делению на две одинаковые части любых четных двузначных чисел. И всегда проверяем результат: если сложить обратно полученные половинки, то вместе они дадут исходное число.
Когда ребенок познакомился с числами до 1000 и далее, имеет смысл научиться их тоже делить пополам. Обычно дети быстро понимают принцип действия. Ведь, например, число 400 состоит из двух половинок по 200.
Весьма полезно (да и очень интересно для детей) научиться делить пополам и “огромные” числа: 100 000 или даже 1 000 000, или даже 1 000 000 000…
Так мы закладываем основы для будущего владения более сложными навыками счета.
Можно придумывать (прямо на ходу) сколько угодно задач, где требуется распределить поровну какое-то количество предметов между двумя сказочными героями: ежами, роботами, гномами, инопланетянами, бабочками, слонами, мышками…
А бывает, что одному сказочному герою надо разделить какое-то количество объектов на две равные части. Например, 24 конфеты разложить в два кармана.
Задачи на движение тоже очень уместны.
Турист за 2 дня хочет преодолеть маршрут, длина которого 50 км. Он желает распределить весь путь поровну между первым и вторым днями путешествия. Сколько туристу надо пройти в первый день? Сколько ему останется пройти во второй день?
Осваивая курс математики, ученики класс за классом сталкиваются с необходимостью четко и уверенно разделить что-то пополам.
Как провести в прямоугольнике его оси симметрии? Сколько для этого следует отсчитать клеточек и куда?
Разделить 360 градусов пополам – получить две части по 180 градусов – снова разделить пополам каждую из этих частей – получить 90 градусов – еще раз поделить пополам этот угол – получить 45 градусов.
Такие штуки встречаются в геометрии буквально на каждом шагу. К ним нужно привыкнуть.
Или, к примеру, всякие задачки с шахматной доской. Как она устроена? Сколько в ней клеточек? А в половине доски сколько клеточек? А в четвертинке?..
Здесь мы, по сути, сталкиваемся со степенями числа 2. Только в обратном порядке.
Освоить деление числа пополам – совсем просто!
“Заодно” мы так естественно улучшаем и навык сложения чисел. И укрепляем понимание состава чисел – однозначных, двузначных, трехзначных…
Тренируйтесь в делении чисел на две одинаковые половинки – чтобы не хуже лягушонка и обезьянок справляться с такими задачками!