Число 12
Математика – это и какие-то очень сложные штуки, и какие-то самые простые вещи, которые находятся буквально у нас перед глазами.
Что такого особенного в числе 12? Почему оно играет столь важную роль в человеческой истории, в культурном пространстве, в нашей психологии?
Если вы немного подумаете, то наверняка догадаетесь. Можете здесь взять паузу в чтении и поразмышлять сначала, а уже потом читать дальше.
Да и почти любой ребенок, если ему поставить данный вопрос, сумеет сообразить, в чем тут дело.
Итак…
Вся штука в том, что число 12 очень удобно делить на равные части.
Исторически именно данное свойство обеспечило ему выдающуюся роль в человеческой культуре.
В древности люди не знали дробей. Да и обычные числа были им сложны и не очень понятны. Но число 12 нацело делится на 2, на 3, на 4 и на 6. Вот как! И этого уже вполне хватало нашим предкам для большинства повседневных нужд.
Ведь в жизни очень часто стоит задача что-то разделить на равные части. Деление как математическая операция – штука вообще-то довольно сложная. Надо и таблицу умножения знать, и много чего еще. А разделить 12 на несколько равных частей – это ясно и наглядно.
Скажем, вот отряд рыцарей. В нем 12 воинов. Какими способами они могут построиться, если именно ровными и одинаковыми рядами?
На рисунке я показал один вариант.
А какие еще существуют способы построения этого же отряда рыцарей ровными рядами?
Предложите ребенку поразмыслить над такой задачей. Пусть он сам предложит весь набор вариантов.
Да и рисовать такие картинки – одно удовольствие!
Если вашего ребенка не интересуют рыцари, то можно располагать ровными рядами какие-нибудь другие интересные объекты, которых 12 штук.
К примеру, здесь я использовал одинаковые кубики. Они лежат на траве. А насекомые по ним ползают, смотрят на них, считают их и удивляются…
Именно так работает энергия математики! Она живая и наглядная!
Кстати, ваш ребенок знает, что такое дюжина? Мы сейчас все больше и больше опираемся на число 10… Конечно, этому есть множество резонов. Но и забывать про число 12 нельзя!
Обратите внимание: “внутри” числа 12 удобно изучать все арифметические действия с малышами. И сложение, и вычитание, и деление, и умножение. Причем в самом элементарном виде.
Фишка в том, что зачастую нам вовсе нет нужды ломать голову над применением мудреных методик обучения детей математике. Многие возможности находятся прямо у нас на виду. Они настолько просты, что кажутся чем-то несущественным. Однако именно такие простые пути – наиболее эффективные.
Отработка всего лишь одного числа 12 во всех возможных вариациях – мощный инструмент для освоения начал счета, для понимания сущности чисел вообще, для знакомства со всеми четырьмя базовыми арифметическими действиями…
Кроме того, число 12 очень удобно для мягкого перехода от изучения первого десятка ко второму. Это ведь качественный скачок для малыша!
Ну и про измерение времени не забудьте, конечно!
По часам с круглым циферблатом (реальным или хотя бы нарисованным) очень легко увидеть: что такое половина от числа 12, что такое четверть от числа 12, что такое три четверти от числа 12…
Да и все варианты сложения и вычитания в пределах числа 12 по таким часам удобно тренировать.
Заодно это и практика понимания того, как измеряется время, как в нем ориентироваться.
Кстати, исторически именно деление светового дня на 12 часов (от восхода до заката солнца) стало мощным фактором столь фундаментального вхождения числа 12 в нашу культуру.
Рекомендую также познакомиться с моей статьей на этом сайте “Особое число 60″ (в разделе “Эффективные методы обучения школьников”). Там данная тема развита более подробно.
Здесь мне хотелось просто обратить ваше внимание на столь удобное и универсальное средство в обучении детей математике: глубокое понимание и всесторонняя отработка числа 12.