Ученик диктует, учитель записывает

uchenik_diktuet_uchitel_zapisivaet

Есть в индивидуальных занятиях простой прием: учитель (или родитель) берет в руки ручку (или маркер, цветной карандаш, мелок…) и бумагу, а ученик сам не пишет, а лишь говорит, что следует писать.

Кажется парадоксальным? Непривычным?

Ну да, такой подход далек от классического школьного: “Взяли, дети, ручки и записали в тетрадки…” Понятное дело, ведь учитель в классе не может писать сразу за всеми учениками. А дома может.

Первое преимущество: процесс убыстряется радикально. Индивидуальный педагог берет на себя функцию “секретаря”. Ученику остается только думать и решать. Он не отвлекается на написание цифр и букв, не тратит время урока на это.

Второе преимущество: экономия сил ученика, экономия его энергии внимания. Он не устает от функций, не имеющих непосредственного отношения к сути изучаемой темы. Поэтому возрастает сосредоточенность именно на понимании материала.

Третье преимущество: учитель (или родитель) пишет красиво, аккуратно, удобно для восприятия. А значит, удобнее будет и думать. Когда перед глазами есть понятный чертеж к задаче, дело движется радикально веселее. Когда числа в примере написаны четко, когда весь пример расположен удобно, когда его решение записывается на листе упорядоченно – тогда и весь процесс решения идет гораздо лучше.

Я много и с удовольствием использовал данный прием в обучении своих детей и в занятиях с ребятами в других семьях. Работает прекрасно.

Разумеется, особенно уместно взрослому писать за ученика, когда мы находимся в начальной школе. Навык письма еще только вырабатывается, поэтому ребенок тратит немало душевных сил и внимания именно на изображение чисел и букв. А мы облегчаем ситуацию, снимаем это напряжение.

В средних классах данный прием тоже уместен. Ну просто урок идет веселее, быстрее, живее. Ведь так легко папе или маме, сидя рядышком на диване, записывать решение задачки – следуя указаниям сына или дочки. Заодно это и неформальное общение, и ощущение комфорта…

В старших классах ребята обычно пишут уже довольно быстро, задания усложняются, объемы текстов и вычислений существенно возрастают. Поэтому, на мой взгляд, учитель (или родитель) в роли “секретаря” уже не столь уместен. Но в отдельные моменты (и особенно при занятиях с сильно отстающими учениками) имеет смысл вспомнить про данный прием и в старших классах.

Ясное дело, ученик должен в какие-то периоды тренироваться и сам в записи задачек и упражнений. Этот навык тоже надо выработать. Но если он в целом есть, то сильно отвлекаться на него далее не стоит, по-моему.

Я знаю, что мне могут выдвинуть разные возражения… Ну и ладно. Кому понравилась идея – можете попробовать. А для кого эта идея идет вразрез с методическими или мировоззренческими принципами – можете не пробовать.

Забавно, что детям и подросткам обычно нравится, когда взрослый (учитель или родитель) пишет за них. Некоторые ученики даже слишком входят во вкус… Тогда, конечно, приходится их мягко ставить на место. Или просто уходить от такого приема.

Мне хочется еще раз подчеркнуть смысл: мы облегчаем учебную ситуацию для ребенка, подростка – когда записываем за него решение задач и выполнение упражнений. Это может существенно помочь нашему ученику. Мы делаем наш урок более концентрированным, получается за то же время выполнить гораздо больше заданий.

Некоторые простые и эффективные идеи кажутся поначалу парадоксальными и неверными. Но это лишь вопрос позиции. Попробуйте – и оцените реальную эффективность.