Стереотип пошагового изучения математики

stereotip_poshagovogo

Да, так принято в традиционных системах преподавания – изучать математику очень постепенно, небольшими шагами, медленно продвигаясь ко все более общим и все более сложным темам. Но сие есть всего лишь привычный путь, а не абсолютная догма.

Я сам прекрасно использовал в обучении своих детей и ребят из других семей метод быстрого (и даже сверхбыстрого) продвижения в математике – как в начальных классах, так и далее в средних и старших классах. И конечно, не я первый шел таким путем. Множество педагогов (известных и неизвестных) использовали данный подход и получали великолепные результаты.

В чем основная идея? Да просто сразу учить ребенка большим объемам математики. К примеру, сразу нумерации чисел от 1 до 1000000. Или брать учебник по алгебре и проходить его не по одному параграфу в день, а по целой главе или даже по несколько глав.

Да, разумеется, после такого быстрого рывка вперед все детали учебного материала нужно будет еще не раз повторить и отработать. Да и вообще дело ведь не в том, что мы торопимся побыстрее выучить программу, а в том, чтобы действовать в учебе более эффективно, более энергично и свободно.

Если мы учите своего ребенка дома сами, то легко можете опробовать изучение математики такими вот большими порциями материала. Вполне реально за час-два проходить от 10% до 25% годового курса по базовой школьной программе. Да и не только математику, но и многие другие предметы бывает удобно изучать в режиме “сосредоточенной и массированной атаки”.

Еще раз: охватив сразу в стремительном порыве большой объем учебного материала, необходимо потом его тщательно доработать, осознать, прокрутить в разных вариациях… Полное, глубокое понимание достигается далеко не так быстро. Устойчивое, уверенное владение всеми необходимыми навыками формируется весьма и весьма постепенно. А уж тем более понадобится немало времени, если мы ставим задачу изучать предмет не на минимальном базовом уровне, а более углубленно. Но исходный “лихой кавалеристский наскок” способен существенно облегчить все эти процессы.

Не с каждым ребенком, не с каждой учебной темой уместен такой прием. Но иметь его в виду целесообразно. Зачем тянуть и мусолить, если можно сразу и быстро?!

Если ваш ребенок посещает школу в обычном режиме, то приходится, конечно, в целом следовать тому ритму учебы, который диктуется стандартным порядком – “в час по чайной ложке”. Но все же иногда можно и исхитриться – выбрав удобное время, рассказать ребенку какие-то темы вперед.

Следует очень хорошо понимать, что стереотип медленного пошагового изучения математики (особенно в начальных классах) связан, во-первых, со стремлением унифицировать учебный процесс во всех школах страны, а во-вторых, с наличием большого количества учеников с чрезвычайно низким уровнем подготовки и очень низким уровнем мотивации к учебе. То есть здесь нет никакой фундаментальной привязки к устройству восприятия школьника. Причины чисто организационные.

Я и сам каждый раз удивляюсь: берем учебник – и чешем семимильными шагами! И все доходит! Такое веселое и бодрое получается учение…