Соотношение 1+9+90 в педагогике

1990-v-pedagogike

Когда я разговариваю с разными людьми на темы обучения детей школьным предметам, то чаще всего обнаруживаю, что родители не понимают фундаментального принципа, на основе которого происходит передача учебной информации от взрослого ребенку. Данный принцип разные педагоги формулируют по-разному. А в моей личной формулировке он звучит так: 1+9+90.

Что означает сия магия цифр?

Число 1 означает здесь долю логической учебной информации, которую мы хотим донести до ученика. То есть это непосредственно то, ради чего мы и работаем при освоении школьных предметов. Это таблица умножения или правило по русскому языку, или нечто из английской грамматики, или физическая формула… И это всего лишь 1% от всего того потока информации, который мы должны организовать.

Число 9 означает долю речевых форм в данном учебном процессе, в данном потоке информации от учителя к ученику. То это именно то, как мы рассказываем, какими именно путями объясняем материал. Тут миллионы путей, миллионы возможных вариантов. И основная фишка практической педагогики как раз и состоит в том, чтобы подобрать в каждой конкретной ситуации наиболее подходящий способ.

Число 1 и число 9 в сумме дают 10. И некоторые думают, что – ага! – вот мы и нашли универсальную формулу преподавания. То есть думают, будто бы у нас тут 10%+90%=100% – вот и все завершено. Но это совсем-совсем не так! На самом деле, 1+9=10 – это мы охватили пока лишь всего 10% всего необходимого потока информации от учителя к ученику. А остальные 90% – это что?

Число 90 в приведенной выше формуле 1+9+90 означает долю образной информации. Именно так! Я не придумываю! Во всем потоке информации, который мы организуем в процессе передачи знаний от учителя к ученику, 90% – это зрительные и другие невербальные образы. В основном, конечно, это рисунки и вид конкретных объектов, конкретных пространств. И про данную основную компоненту учебного процесса ни в коем случае нельзя забывать!

Все элементарно и фундаментально: 90% информации, которую человек воспринимает из окружающей среды, – это зрение. А вовсе не логика и не речевые формы. Так мы устроены – физиологически, психологически. Это просто закон природы. Он непреложен, и пытаться не учитывать его – это все равно, что пытаться взлететь на космическую орбиту на самолете с пропеллером или пытаться построить морское судно без учета закона Архимеда.

Итак, 90% наших усилий по организации учебного процесса – это создание и предъявление ученику необходимых зрительных образов. И соответственно, успешность обучения на 90% определяется именно этим. Повторяю, это просто закон природы, а не педагогическая теория. Это факт бытия.

Многие опытные педагоги осознают данный факт и активно его используют. Некоторые не осознают в полной мере, но все равно интуитивно, в процессе развития своего практического опыта применяют данную технологическую идею – просто естественно так строят учебный процесс. А те, кто не применяет, обычно малоэффективны. Очень-очень сложно вытянуть урок только на логике материала и на умении хорошо объяснять словами. Без мощного подключения образного мышления восприятие любой информации крайне затруднено.

Некоторые могут возразить: есть школьники, которые лучше воспринимают зрительно, а есть те, кто лучше воспринимает на слух… Ну да, это так. Но на одних разговорах все равно далеко не уедешь. По крайней мере, в таких предметах, как математика, природоведение, физика, химия, география, история, русский язык, английский язык… То есть фактически почти во всех школьных предметах.

Если вы только начинаете осваивать мастерство преподавания, то учитывайте, пожалуйста, принцип 1+9+90 в вашей работе! Учитесь его использовать во всех практических действиях по организации учебного процесса.

Итак, важно не только, что говорить, а очень важно, как это говорить, какими словами, в какой манере, с какими речевыми приемами и формами. Но еще очень-очень важно и то, как нарисовать, как предъявить материал в образной форме, как проиллюстрировать словесные объяснения.

Я сам пришел к пониманию данной схемы (1+9+90) чисто из собственной практики, как-то совершенно естественным образом – когда еще занимался со своими детьми подготовкой к школьному обучению. Я разрабатывал серию развивающих игр-лото, и в моей голове возникла пропорция: 1% – это учебная информация; 9% – это сказочная форма игры, включая сопроводительную сказку-инструкцию; 90% – это художественная форма реализации.

И далее, последовательно осуществляя обучение своих детей дома всем школьным предметам, год за годом, класс за классом, я применял этот простой и четкий ориентир: 1+9+90. Разумеется, я не подсчитывал эти проценты точно, а ориентировался так в общем, системно.

Может показаться, что картинки и прочие образные формы предъявления учебного материала важны лишь в начальной школе. Но весь мой опыт преподавания в средних и в старших классах (своим детям и ребятам из других семей) говорит о том, что образная подача чрезвычайно важна в течение всего периода обучения в школе.

Образ, картинка – это часто ключ к верному, быстрому и устойчивому пониманию.

Должен сказать, что я специально в данной статье несколько заострил тему. Да и вообще, кто их точно измерял, эти проценты? Мне хотелось подчеркнуть принцип, хотелось выразить его лаконично и категорично.

Если вы владеете логикой предмета – то это хорошо.

Если вы умеете весело и доходчиво рассказать материал ученику – то это замечательно.

А если вы еще и картинки выразительные и точные нарисуете в сопровождение к объяснению – то это будет вообще чудесно!