Скороход придумал это 100 лет назад

skorohod_pridumal_eto

Вы размышляете о том, как побыстрее и попроще обучить вашего ребенка математике в объеме начальной школы? Есть простой путь. Его придумал учитель Кирилл Софронович Скороход в начале ХХ века.

Но на самом деле, в подходе К.С.Скорохода нет ничего нового. Он идет от жизни, от естественных приложений математики в бытовых задачах. Этот подход реализуется уже тысячи лет разными педагогами и родителями. Но в массовой школе он не является доминирующим, как ни странно.

К.С.Скороход устраивал прямо в классе условный магазин. Дети взвешивали настоящие овощи, фрукты, сахар, муку, крупы… Платили игрушечными деньгами. И все навыки счета, все знания о дробях и о долях, все знания о мерах веса и объема усваивались легко и быстро. Это происходило автоматически.

Еще К.С.Скороход гулял с учениками по деревне и окрестностям (он был деревенским учителем). И они измеряли разные вещи: длины заборов, площади участков, расстояния между строениями, протяженность дорог и тропинок… Заодно решали соответствующие задачки.

К.С.Скороход назвал свой подход “принципом практической необходимости”. Ну да, все эти вычисления дети проводили не в рамках каких-то абстрактных задачек, примеров и уравнений, а исходя из нужд их обычной повседневной жизни, исходя из окружавших их реальных и понятных обстоятельств.

Вы можете, если хотите, почитать рукопись К.С.Скорохода на сайте семьи Никитиных. Дело в том, что в течение нескольких десятков лет Академия педагогических наук отвергала эти “слишком простые и ненаучные” методы – несмотря на все старания автора продвинуть свои разработки, донести их до школьных учителей в масштабе всей страны. И К.С.Скороход, будучи уже очень стареньким, привез рукопись Б.П.Никитину – чтобы тот хоть когда-нибудь двинул ее в мир. Ну, Никитиным тоже поначалу было непросто… А сейчас зато появился Интернет.

“Принцип практической необходимости” вы можете применять прямо сейчас. Главное – принять душой эту идею. Считайте с вашим ребенком те объекты, которые есть в его жизни, которые ему интересны. Используйте несколько минут в магазине или у лотка с мороженым. Попросите ребенка помочь вам правильно отмерить сахар и муку в тесто для пирога. Глядя на карту, вычислите вместе, какое примерно расстояние вы прошли сегодня на прогулке…

У К.С.Скорохода было и немало “фишек”, которые многократно облегчали учебу. Например, он уже с первых дней в 1 классе мог сказать: “Откройте страницу 251 в учебнике”. И при этом писал на доске число 251. Так детишки между делом усваивали нумерацию чисел от 1 до 1000. Просто?

Кстати, К.С.Скороход сразу учил нумерации чисел до 1000000. Чтобы уж один раз объяснить – и больше не париться на данную тему. Довольно удобно.

Жаль, что я узнал про методы К.С.Скорохода и смог прочитать его рукопись только тогда, когда мои дети уже выросли, когда я их уже выучил. Но в целом “принцип практической необходимости” я и так использовал в обучении своих детей как один из основных. А куда же без него?

Что удивительно, так это то, что массовая школа до сих пор придерживается гораздо более сложных и гораздо менее эффективных методов обучения математике. А ведь уже 100 лет назад человек все придумал, опробовал на сотнях и сотнях учеников в течение десятков лет, подробно описал и разъяснил умными словами! Мы живем в странном мире…

Итак, очень рекомендую вам рукопись К.С.Скорохода на сайте семьи Никитиных. Она короткая и написана просто. А общую идею я вам здесь изложил. Берите – и работайте.

Связь математики с жизнью – это ключ к ее успешному освоению в начальной школе. Да и потом тоже.

Изучая тему “Площадь прямоугольника”, можно измерить площади всех помещений в вашем доме. Решая задачи на движение, можно рассчитать время, расстояние и скорости в вашем с детьми праздничном катании по реке на катере. Пропорции – вечная тема в приготовлении варений и пирогов. И уж всегда и по любому поводу можно считать деньги. А пересчитывать игрушки, детали конструктора, цветки у фиалки на подоконнике, очки в настольной игре… – это вообще понятно и очевидно.

И обратите внимание: совсем не обязательно устраивать специальные “уроки”. Нужно лишь озадачиться и естественно вплетать освоение навыков счета и решения задач во все обычные жизненные дела и обстоятельства.

Математика – живая штука. Она родилась из нужд практики. Так ее и надо изучать.