Принцип параллельных стратегий

parallelnie_strategii

Пожалуйста, не пугайтесь этих умных слов – “параллельные стратегии”! Мне просто захотелось, чтобы простой методический принцип, используемый в обучении многим школьным предметам, назывался бы солидно, звучно и по существу.

Довольно часто родители, обучающие своих детей дома, спрашивают меня о том, как обеспечить именно системность преподавания. Данная статья – один из пунктов обширного ответа на этот вопрос.

Если вы единым взглядом окинете годовой курс какого-то предмета, то без особого труда сможете выделить в нем как бы несколько параллельных линий в обучении. Они проходят через весь учебный год – переплетаясь друг с другом, взаимодействуя друг с другом и развиваясь каждая сама по себе…

Например, математика в начальных классах. Одна линия – умение складывать и вычитать. Другая линия – умение умножать и делить. Третья линия – единицы измерения (массы, времени, длины, объема, скорости…). Четвертая линия – решение задач. Пятая линия – простейшие уравнения. Шестая линия – нестандартные логические задачи…

Каждая из данных линий развивается на протяжении годового курса в каждом классе. Да и в масштабах всей начальной школы.

Сначала мы учимся складывать и вычитать числа в пределах от 1 до 10. Потом – от 1 до 20. Далее – в пределах до 100. А потом – до 1000 и даже больше… Это одна из стратегий – освоение сложения и вычитания. От простейших случаев ко все более трудным; со всеми нюансами, приемами и правилами; устно и письменно, включая сложение и вычитание столбиком…

На данную стратегию параллельно накладывается стратегия обучения решению задач. Сначала мы решаем задачи в одно действие, потом – в два, потом – на движение, потом – в три и более действий…. И обратите внимание: числа, которые мы складываем и вычитаем в этих задачах, делаются все больше, а соответствующие действия с числами – все сложнее…

Ваша задача – видеть в каждом годовом курсе (и даже на несколько лет вперед) определенные стратегии – просто различать их, видеть для себя их как бы списком, держать в уме или выписать на листочке. И по мере продвижения вперед в освоении годового курса предмета – отслеживать то, как реализуются все эти необходимые стратегии.

Вы легко выработаете у себя данный навык, если озадачитесь так и немного попрактикуетесь.

Я привел в качестве примера математику в начальной школе. Но точно тот же подход можно применить и в русском языке, и в английском…

Скажем, стратегии при изучении иностранного языка: устная речь, умение писать, чтение текстов, грамматика, произношение… Вы на каждом этапе должны параллельно продвинуться во всех этих стратегиях.

Ясно, что где-то параллельные стратегии переплетаются друг с другом: мы читаем тексты по грамматике или пишем под диктовку, осваивая понимание устной речи на слух…

Мне данный подход был удобен при организации нашего семейного обучения. Я как раз именно так для себя и осознавал: вот одна линия-стратегия, а вот параллельно другая…

Какие конкретно стратегии выделить в каждом учебном курсе, это вы можете решить, подробно предварительно ознакомившись с программой данного учебного года. Разные родители-преподаватели, наверное, сделают это слегка по-разному – так, чтобы было удобно именно в их стиле преподавания.

Мышление стратегиями – удачный вариант для того, кто планирует и ведет годовой курс по какому-либо предмету школьной программы. А уж если вы учите вашего ребенка сразу всем предметам, то данный подход особенно целесообразен, по-моему.

Да, и кстати… Ведь в ряде случаев можно увидеть параллельные стратегии не только в одном предмете, но и в изучении параллельно нескольких предметов (скажем, математики и физики, химии и физики, русского языка и английского языка, истории и географии…).