Правильный путь в неведомый район

put-v-nevedomiy-rayon

Я хочу предложить вам простой ассоциативный образ для более точного выбора “маршрута преподавания” при объяснении и отработке нового учебного материала. Лично мне подобные ассоциации помогают. Возможно, и вам чем-то поможет такая условная модель ситуации и действий в ней.

Итак, перед нами стоит задача: научить ребенка (или подростка, или даже взрослого) некоторому объему новых навыков, дать ученику качественные знания в некой области.

Одна из возможных ассоциативных моделей начальных действий преподавателя – это путь через горы в неизвестную местность. Вы уже кое-что знаете про эту территорию. И ваша задача – провести туда ученика.

Здесь сразу же делается очевидно, что сами по себе ваши знания об этой самой территории (даже очень-очень хорошие и очень подробные знания) еще не означают умения провести туда новичка – по трудным горным тропкам. Надо еще знать эти горные дороги, надо уметь по ним ходить…

Одно из ярких преимуществ такой модели преподавания состоит в том, что учебный процесс сразу же мыслится не в категориях скучного и монотонного заполнения информацией головы учащегося, а в категориях путешествия, приключения. Поход через горные хребты в неведомый район – это очень интересно!

Второй момент (и преимущество) такой модели состоит в том, что в ней сразу же подчеркивается: мы должны совершить именно совместное путешествие, это наше общее приключение. Да, мы опытнее в походах и знаем, куда идем. Да, может, мы ходили через эти горы по этим тропам не один раз. Но все же горы – это горы, а дорога – это дорога. И каждый раз для проводника присутствует некий новый вызов.

Обратите внимание: когда мы попадем в ту местность, в которую направляемся, то там все будет уже не так сложно, наверное. Но для начала на нашем пути – преграда. Высокие горы. Это особый, повышенный уровень сложности.

В каких-то случаях мы достаточно легко найдем удобный путь по надежным дорогам, ведущим сквозь горный массив к неведомой искомой территории, которую потом вместе с нашим учеником будет подробно изучать. А в каких-то других случаях так сразу верную дорогу сквозь горы и не найдешь. То ли горы здесь высокие и труднопроходимые, то ли злые горные тролли колдуют и мешают, то ли землетрясение недавно изменило облик горной страны, засыпав старые дороги и создав новые пропасти…

В любом случае факт состоит в том, что найти проход – это особая задача, это нечто нетривиальное. А кто думает, будто бы этой горной преграды вовсе нет, тот отправляется в путь плохо подготовленным и рискует так никогда и не дойти до нужной неведомой территории.

Что такое здесь горы? Это и психологические трудности, и страх нового, и прошлые недоработки, и неудачная учебная программа по предмету, и неподходящий учебник, и отсутствие склонности к данному предмету, и множество других трудностей, часто непредвиденных и непонятных. Да и просто любая новая информация обычно требует некоторого первоначального преодоления.

Вообще-то традиционная схема преподавания школьных предметов – это последовательное ознакомление с новым материалом в размеренном режиме и безо всяких начальных “прорывов через ограждающий территорию познания забор”. Но на практике “забор” (или “горы”) обычно в той или иной степени есть.

Вот такой простой ассоциативный образ. Возможно, он вам чем-то поможет. Лично для меня данная модель преподавания является очень реалистичной, очень жизненной. Я как раз именно так все и ощущаю в обучении школьников. Да и в собственной обучении все похоже.

Итак, первая задача – найти проход через горы.