Повторения в объяснениях

povtoreniya_v_obyasneniyah

Данной статьей мне хочется развеять иллюзии многих начинающих родителей-преподавателей, которые часто думают, что достаточно объяснить учебную тему всего один раз – и ученик должен все понять и запомнить. Разумеется, сие есть идеал, к которому все мы стремимся. Но в реальности чаще всего нужно многократно повторять одно и то же. И желательно при этом еще и по-разному повторять.

Данное правило является одним их самых фундаментальных в школьном обучении. Правда жизни состоит в том, что в абсолютном большинстве случаев новая учебная тема, новый раздел учебного курса требует для адекватного осознания множества “заходов”. Только так, в общем-то, все и происходит.

Ясное дело, гениальные учителя ухитряются в классе так за один раз объяснить очередную порцию учебного материала, что усвоение происходит сразу и на 100%. Но для абсолютного большинства преподавателей такие результаты недостижимы. И тем более для родителей, которые еще только осваивают непростое искусство обучения дома своих детей. Это все легенды о “настоящих школьных учителях”…

Подобные истории о потрясающе талантливых преподавателях, с одной стороны, воодушевляют нас и показывают нам ориентиры, убеждают нас в том, что высокоэффективное преподавание возможно. Но с другой стороны, эти легенды формируют распространенные и устойчивые иллюзии: мол, один раз объяснить новую тему – это норма, больше и не нужно, дети должны с первого раза все понять и запомнить навсегда.

Авторитетно и профессионально информирую вас: для абсолютного большинства школьников любая новая учебная информация почти всегда воспринимается не с первого объяснения, а со второго, третьего… пятого… иногда с десятого… И это в условиях достаточно компетентного и качественного преподавания. Так что отсутствие понимания “с ходу” не должно вызывать ни вашего удивления, ни раздражения, ни растерянности.

Я сам когда-то не вполне это понимал. Мне казалось: объяснил – и все! Чего тут повторять по сто раз одно и то же?! Что ли, я не русским языком объяснял?! Я все изложил методично, последовательно, не спеша… Я все буквально по полочкам разложил… Почему мой ребенок (или ребенок из другой семьи) не понял все это с одного раза?!

Теперь я понимаю: повторять объяснения – это великолепно, это хороший стиль преподавания, это то что нужно!

Причем в одних случаях мы повторяем прямо в ходе того же самого урока, а в других случаях – через день-два или с большим интервалом времени. А иногда мы повторяем и повторяем день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем…

На мой взгляд, дело главным образом состоит в том, что любая существенно новая тема требует психологического привыкания, некой перестройки мышления. Это как освоиться в новом лесу или в новом доме, или в новой стране. Даже если вам объяснили тут основные моменты про размещение ключевых объектов и про правила поведения, то все равно требуется время, чтобы уверенно освоить новое пространство. Требуется опыт “хождения” по нему, опыт решения в нем разных конкретных задач. А еще, хорошо бы, рядом кто-то ходил, кто здесь давно живет, и все объяснял…

Прочитайте мою статью “Шоковый тест для преподавателя”. Там я описываю (на собственном примере), как полезно для нас, взрослых, иногда учиться чему-то существенно новому и существенно сложному для себя – дабы в полной мере ощутить трудности школьников, в интенсивном темпе вынужденных осваивать сложные темы по физике, математике, химии, английскому языку…

Итак, используйте метод многократного объяснения нового учебного материала всегда, когда это только необходимо. Считайте это нормой. Варьируйте формы и режимы таких объяснений, подбирайте наиболее подходящие ритмы повторений. И не забывайте о ценности спонтанных творческих находок!

Подчеркиваю: я здесь говорю именно о том, как учитель (или родитель) разъясняет новую тему. О необходимости же многократных повторений в практических тренировках (решении задач данного типа, выполнении упражнений и т.п.), думаю, говорить вообще не надо, это очевидно.

Обратите внимание: в большинстве школьных учебников, справочников, видеоуроков данное правило почти никогда не учитывается. Ну, бумагу экономят или там время в видео… Типа пусть ученики сами по много раз перечитывают учебник или видеоурок пересматривают… Да, конечно, перечитывать учебник – дело обычно полезное (если учебник достаточно толковый). Но вот почему бы прямо в учебнике не объяснить каждую тему по несколько раз (и каждый раз слегка или сильно по-разному)? Мне кажется, что именно за таким подходом – будущее.

Представьте, что вас посадили за пульт управления космическим кораблем и один раз подробно объяснили: вот руль, вот рычаги управления двигателями, вот индикаторы состояния бортовых систем… И – вперед в полет! А чего тут не понять было с одного раза?!!!

По сути, первая встреча с квадратным уравнением – это примерно такая же ситуация.