Не требуйте, а рассказывайте

ne_trebuyte_a_rasskazivayte

Это древний, давным-давно известный педагогический метод. Он применяется тысячи и тысячи лет. Он широко известен и абсолютно понятен.

Однако, как ни парадоксально, данный метод весьма часто выпускается из виду многими родителями и даже профессиональными педагогами. Видимо, это происходит потому, что человек привыкает к какой-то одной линии действий и попросту не замечает того, что находится совсем рядом, что несколько непривычно для него самого.

Суть метода: вместо того, чтобы во время урока жестко требовать от ученика выполнения тех или иных заданий (по учебнику или в тетрадке, или в диалоге…), просто рассказывайте ребенку этот учебный материал.

Не требуйте, а рассказывайте.

Но рассказывайте подробно, интересно, живо, неформально, с интересными примерами из жизни, со многими повторами, простыми человеческими словами, весело и бодро…

Конечно, значительно проще сунуть малышу стандартный учебник (написанный “для всех”) или стандартную школьную рабочую тетрадь – и требовать выполнения предложенных там заданий. И голова не болит что-то там придумывать и рассказывать… Зато, конечно, голова вполне может заболеть от того, что ребенок отлынивает от учебы (”почему-то”), капризничает, “тупит”, тянет время…

Стандартный стереотип, что “от детей надо требовать” (”как и от нас требовали в детстве в школе и родители”) – это всего лишь стереотип. Вам он нужен?

Я в своей практике (и у себя дома, и в других семьях) мог неоднократно убедиться в том, как прекрасно работает метод “длинных, интересных, эмоциональных рассказов”. Так можно преподавать все предметы во всех классах. Математика, физика, биология, русский язык, история, география… Но особенно здорово получается в начальных классах – когда учебная информация еще совсем простая.

Да, разумеется, на одних рассказах далеко не уедешь. Нужно, чтобы ученик и сам привыкал читать учебник, сам учился думать, сам выполнял какие-то задания… Но мы можем (особенно при необходимости) сильно сместить акцент: гораздо больше наших интересных рассказов и гораздо меньше требований к ребенку. По крайней мере, так можно строить учебный процесс в какие-то периоды.

Данный метод хорош в том числе и для быстрого улучшения сложных ситуаций в учебе (даже весьма запущенных). И конечно, его значительно проще использовать в условиях домашнего обучения.

Как все это может выглядеть на практике?

Во-первых, нужно выбрать или создать ситуацию, когда ребенок будет слушать вас достаточно внимательно.

Разумеется, вовсе не обязательно, чтобы он при этом ровно и неподвижно сидел за письменным столом. Дома дети во время такого устного урока-рассказа вполне могут сидеть или лежать где угодно, где им комфортно (хоть в постели под одеялом), а также бродить по комнате или даже лазать на спорткомплексе (все же не очень активно). Урок-рассказ можно проводить и на улице – во время пешей прогулки или сидя на лавочке в парке…

Главное: ребенок должен в целом молчать и внимательно вас слушать. У него должна быть возможность сосредоточиться на ваших словах, на понимании учебной информации.

Опять же, здесь лучше не требовать внимания и тишины, а постараться так сформировать или использовать ситуацию, чтобы ничто особо не отвлекало, чтобы внешние условия соответствовали вашей задаче провести урок. В этой связи, скажем, занятия во время прогулок не всегда оптимальны (поскольку много интересного вокруг и так). Многое зависит и от настроения ребенка, от его самочувствия, от характера…

Во-вторых, вы должны рассказывать не занудно, не скучными казенными формулировками, а живым человеческим языком.

От этого зависит очень многое!

Вы должны создать ситуацию, когда ребенку легко вас слушать, когда ему хочется вас слушать. Сосредоточиться на вашей речи не должно быть проблемой для слушателя. И вообще развивайте в себе качества хорошего рассказчика. Именно рассказчика для детей и подростков. Не стесняйтесь разнообразить вашу речь, варьировать темп и громкость, делать драматические паузы, использовать шутки и неформальные словечки…

В-третьих, следите за дозировками по времени, не затягивайте ваши рассказы сверх меры.

Обычно достаточно 15-20 минут.

Учитесь по возможности точно отслеживать данный момент - по реакциям ваших учеников, по их усталости. Для одного и того же ребенка в разные дни, по разным школьным предметам это может быть весьма по-разному (от 5-10 минут до часа или даже более).

Не старайтесь переборщить, вовремя останавливайте себя. Вспомните, как вам самим бывает скучно слушать оратора, затянувшего свое выступление. Лучше быстренько закруглить вашу речь, заметив, что слушатель начинает утомляться, а потом продолжить после перерыва, чем переутомить своим рассказом ученика и говорить практически уже впустую.

Но и не упускайте ситуацию, когда процесс идет оптимистично. Бывает, не грех и подольше порассказывать – если видите, что дети вас с интересом слушают, если чувствуете, что они воспринимают ваш рассказ достаточно активно.

В-четвертых, стройте ваши уроки-рассказы свободно и разнообразно, при необходимости перестраивайтесь на ходу, экспериментируйте.

По-моему, главная ошибка, которую тут легко сделать, – неоправданно сузить разговор к какому-то небольшому кусочку учебного материала. Зачем? У детей такая ситуация обычно вызывает скуку и отторжение. Гораздо лучше слегка или сильно “разбавлять” разговор, не уходя в целом с главной линии. Лучше рассказывать больше и о разном, свободно отступая в темы, ассоциативно относящиеся к центральной теме урока.

Однако, конечно, бывает и наоборот: в какой-то момент вы с ребенком полностью сосредотачиваетесь именно на одной учебной теме, безо всяких отвлечений. Ловите такие ситуации, старайтесь мягко к ним подводить, учитесь их создавать… Это ваши удачи. Но обычно к ним еще нужно подойти…

Любой рассказ включает в себя повторы. Почему нет? Особенно в деле изучения на слух нового материала.

И не забудьте использовать постановку вопросов. Пусть они для начала будут лишь риторические. Даже если ребенок и не захочет на них отвечать, это все равно активизирует восприятие, приучает задумываться, структурирует ваш рассказ…

Выделяйте какие-то самые важные идеи, правила, сведения в изучаемом материале – и делайте на них акцент в разговоре. Делайте это и голосом, и повторением, и прямым указанием на то, что “это самое важное”.

Не гоните лошадей. Чаще всего лучше рассказывать достаточно медленно и в целом спокойно. Слушателям нужны и паузы между вашими словами – чтобы более эффективно осмыслить информацию.

Традиционно в уроках-рассказах в конце делается некое краткое подведение итогов, резюмирующее и кратко повторяющее все сказанное. Обратите внимание на данный момент. Возможно, он и не будет уместен в вашем конкретном случае… Просто помните про этот прием.

Еще и еще раз: вы не “требуете, чтобы дети вас слушали”, а рассказывает так, чтобы им было легко вас слушать, чтобы им хотелось вас слушать. Это не дисциплинарные нормативы “а ля строгая школьная училка”. Но впрочем, немного детишек подправить иногда все же бывает уместно, чтобы не разбалтывались уж совсем.

В-пятых, используйте в ходе урока обычный метод всех учителей – рисовать и писать во время объяснения материала.

Я вот, скажем, просто брал листок бумаги и на нем что-то писал или рисовал маркером, опирая лист бумаги на дверку шкафа или на стенку. То есть я держал лист далеко от детей, которые в это время сидели где-то в комнате или валялись на ковре. Разумеется, подойдут и большие листы ватмана, и цветные мелки, и фломастеры, и специальные учебные доски… Суть в том, чтобы писать и рисовать достаточно крупно – чтобы издалека было видно.

Но можно и традиционно для домашних занятий – просто сидя рядышком за столом, на небольшом листке, обычной ручкой…

На улице, бывает, целесообразно что-то нарисовать палочкой на земле или на снегу…

Конечно, многие темы хорошо изучать и чисто на слух. Например, устный счет, простые задачи по математике, части речи и члены предложения, устройство глобальных процессов в природе…

В-шестых, будьте хитрыми: понемножку втягивайте детишек в разговор.

Не “требуйте внимания”, не заставляйте “отвечать, когда спрашивают”, не настаивайте, чтобы ребенок отвечал на ваши вопросы, а мягко и непринужденно стройте рассказ так, чтобы дети сами захотели что-то ответить, добавить, спросить… Пусть ваши ученики сами захотят высказать какие-то свои мысли по ассоциации, пусть даже захотят поправить вас, когда вы случайно (или хитро-преднамеренно) ошибетесь…

Не “затыкайте” и игнорируйте вашего слушателя в подобные моменты. Боже упаси! Даже если сие сбивает вас с мысли, если ломает заранее продуманный план урока, если слегка (или даже сильно) уводит в сторону. Помните основную вашу цель: не впихнуть в голову ребенка вот этот конкретный кусочек учебного материала, а пробудить интерес к предмету, развить собственное умение думать, активизировать собственную инициативу ученика. Поэтому при отвлечении от основной темы, обсудив сколько-то другие темы, мягко возвращайтесь снова к главному содержанию урока.

Старайтесь превратить урок-рассказ в урок-диалог.

Разные дети в данном плане ведут себя очень по-разному. Кого-то втянуть в диалог вообще не составляет проблемы. А к некоторым ребятишкам приходится приспосабливаться, искать подходы, изобретать хитрые вопросики как бы между делом…

В-седьмых, используйте воображение на полную катушку.

Представляйте сами у себя в голове картинки, соответствующие излагаемому вами учебному материалу, и говорите вашим ученикам: “Представьте, что…” Рисуйте пальцем в воздухе. Фантазируйте в ходе урока…

Скажем, во время устного счета многим удобно представить в уме словно бы написанные числа – и потом решить пример или простейшее уравнение. Лично я так всегда вычисляю результат действия с числами, оканчивающимися нулями, и с числами с десятичной запятой. Да и числовую ось обычно представляю, когда надо складывать или вычитать в пределах 100 или дальше.

Чертежи к задачам, написанные словосочетания и предложения на русском или на английском языке, круговорот воды в природе, расположение на Земле материков и океанов… – все это можно воображать в уме. Иногда даже лучше получится, чем на реальной картинке. К примеру, вот такая задача: летели две ракеты в космосе с одной межпланетной базы в противоположные стороны; скорость первой ракеты 4000 км/ч, а скорость второй ракеты 5000 км/ч; на каком расстоянии будут находиться ракеты друг от друга через 10 часов? Ведь интересно же, это представить, правда?

Итак, резюмирую сказанное в данной статье.

Принцип “не требуйте, а рассказывайте”, является одним из наиболее древних и одним из наиболее сильных в педагогике.

Разговор с детьми, с подростками требует от взрослого смелости, гибкости, чуткости, умения импровизировать, чувства юмора, фантазии, неформальности… Все мы можем развить в себе данные качества. Это очень-очень полезно и для нашего личностного роста. А для ребят это как раз то, что им необходимо.

Урок-рассказ представляет собой мощное методическое средство, которое вы можете успешно использовать как в работе с хорошо успевающими и послушными учениками, так и в занятиях с трудными детьми. Все в ваших руках. Дети и подростки любят слушать интересные рассказы.