Навык внимания

navik-vnimaniya

Для успешного обучения и сдачи экзаменов школьнику необходимо уметь сосредотачивать свое внимание на учебной информации.

Данный факт не является секретом. Однако далеко не все родители в полной мере осознают, насколько важно вырабатывать внимание у ребенка, подростка.

А вот профессиональные педагоги как раз это знают хорошо. Их этому учат в вузах и колледжах. Это один из ключевых принципов организации успешного учебного процесса.

Казалось бы, очевидная вещь: надо быть внимательным при чтении учебника, при слушании объяснений преподавателя, при решении задач и примеров, при написании диктантов и контрольных, при сдаче экзаменов и тестов… Нам, взрослым, совершенно ясно, что делать все это необходимо очень внимательно. А как же еще?!

Но дети и подростки далеко не всегда понимают данный закон.

Поэтому одна из постоянных задач педагога (или родителя) – способствовать формированию навыка внимания у школьника. Надо заниматься этим последовательно, целенаправленно, неуклонно… Надо относиться к этому максимально вдумчиво и серьезно…

Иногда навык внимания хорошо и естественно формируется как бы сам собой…

Но такое бывает не так уж часто. Обычная история – это когда его надо специально тщательно вырабатывать.

Конечно, все начинается еще с дошкольного периода. Развитие ребенка происходит многогранно, в разнообразных формах. И навык внимания свободно тренируется и совершенствуется во всех обычных играх, разговорах, делах и обстоятельствах. Специальные развивающие занятия тоже, разумеется, этому способствуют.

Если дошкольный период пройден правильно, то к школе у ребенка уже есть готовность сосредоточенно изучать предлагаемый учебный материал (в необходимых дозировках по времени и по степени сложности).

Ну а если такой готовности не сформировалось, то дело плохо. И нужно срочно наверстывать упущенное.

Впрочем, среди школьников всех классов проблема развития внимательности – это один из главных вопросов. Это не тот аспект обучения, по поводу которого родителям и педагогам можно расслабляться. Это тема для постоянного контроля.

Надо знать следующее: обычно каждый человек хорошо удерживает внимание в чем-то, а в других видах деятельности испытывает трудности с уровнем концентрации. Соответственно, и помогать школьнику необходимо в первую очередь в тех предметах и ситуациях, в тех разделах учебного процесса, где его навык внимания слаб, где происходят частые сбои. Это очень индивидуально.

Кто-то легко держит внимание на уроках русского языка, но “плывет” на уроках математики. А кто-то – наоборот. Кто-то хорошо сосредотачивается на практических вещах типа работы напильником или склеивания кубиков из бумаги, но с трудом может сосредоточиться на решении уравнений или на чтении книги. А кто-то с легкостью часами читает сложные тексты, но зато рассеян по время нарезания овощей для супа или во время упражнений на турнике…

Вот пример из моей практики. Как-то раз я решил немного позаниматься по хорошему самоучителю английского языка с уже совсем взрослым молодым человеком, успешно работающим в практической сфере. Мы начали с первых страниц, с самых азов, с самого простого материала. И сразу же стало видно, что мой ученик не умеет сосредотачиваться на чтении иностранных букв, слов и предложений. Он часто путал буквы, проскакивал их, делал нелепые ошибки, даже временами пропускал при чтении целые слова или словосочетания… Естественно, наше продвижение по самоучителю шло очень медленно.

То есть тут не вопрос качества учебника или методики, не вопрос квалификации преподавателя, даже не вопрос индивидуальных способностей к изучению иностранного языка… Нет умения сконцентрироваться на изучаемом материале – нет и эффективного освоения данного материала.

Зачастую ученики (и дети, и подростки, и взрослые) пытаются “перепрыгнуть” через необходимость быть внимательным, устремляются сразу куда-то вперед, торопятся двигаться дальше… Но получается полная ерунда, естественно. Все должно начинаться с устойчивого удержания внимания на всех деталях учебного занятия, на всех конкретных нюансах. И далее движение возможно лишь с опорой на такой подход.

Словом, с английским мы тогда не шибко продвинулись… Запоминание новых слов происходило крайне медленно, грамматические конструкции осваивались очень хаотично, мы все время были вынуждены возвращаться к ранее пройденным темам…

Что в такой ситуации может сделать преподаватель? Возможно, существуют какие-то более продвинутые методы, но лично я знаю и применяю только один способ: постоянно напоминать ученику о необходимости быть внимательным. Лично мне в моей практике преподавания своим детям и ребятам из других семей вполне этого хватало. То есть просто в ходе каждого занятия контролировать – насколько ученик собран, внимателен и сосредоточен. И при необходимости указывать ему, что надо более внимательно читать, считать, решать, писать и т.п.

Именно так я действовал, когда учил дома своих детей. Я постоянно держал в голове данный вопрос – с 1 класса по 11 класс. И это не было лишним даже в старших классах иногда. Хотя в целом навык внимания в процессе учебы у моих детей был вполне хорошо сформирован. Но я следил, чтобы он не ослабевал, чтобы не появлялось недочетов по причине слабой сосредоточенности во время занятия или теста.

Мой метод – мягкое напоминание по ходу процесса. А также разъяснение ученикам, как важно концентрироваться во время изучения того или иного материала.

Внимание – это один из ключевых базовых навыков для успешной учебы. Так что, уважаемые родители, вы должны об этом постоянно помнить. Учите ли вы ребенка дома сами или же он посещает школу в обычном режиме – очень важно приучаться быть внимательным во всех элементах учебного процесса!