Домашние животные как фактор учебного процесса

domashnie_zhivotnie_v_uchebe

Возможно, это покажется вам несерьезным… Но с другой стороны, это такой мягкий и неформальный момент… И мне кажется, он может ощутимо повлиять на эффективность учебного процесса.

Веселая пушистая домашняя зверюшка поможет вам в домашнем уроке. Причем в некоторых случаях эта помощь – как раз то, чего не хватает!

Почему-то серьезные взрослые педагоги, методисты, родители, начальство в системе школьного образования… – все они почему-то привыкли думать, что во время урока обстановка должна быть строгой и серьезной. И даже не важно, в школе дело происходит или дома. Воистину удивительное массовое заблуждение! И это при том, что все эти серьезные умные взрослые дяди и тети сами когда-то были детьми, сами любили и побегать, и поиграть, и повеселиться на уроках…

Лично я не придерживаюсь данного заблуждения – и легко позволяю пушистым домашним любимцам участвовать в учебном процессе. Они совсем не мешают! Они только помогают – делают атмосферу урока свободнее, радостнее, непринужденнее… Они вносят спонтанность и очарование. И это прекрасно компенсирует избыточную сухость и избыточную логичность изучаемого по школьным предметам материала.

Мы, умные взрослые, нуждаемся в противовесе. Мы склонны слишком увлекаться серьезностью и рассудительностью. И тут как раз любая кошка или собачка, любая веселая домашняя крыса или забавный хомячок прекрасно справляются с задачей общего увеселения, периодического переключения внимания, создания неожиданных смешных событий…

Я почти уверен, что когда-нибудь во всем мире широко распространится практика пускать на уроки в школы лесных белок, зайцев, ежиков… Да и птички лесные будут в классы залетать, скакать везде и чирикать… В те времена далекого будущего (а может, и не такого уж далекого) звери и птицы привыкнут к людям и будут спокойно заходить в двери школы, запрыгивать в окна, гулять по учебным кабинетам и коридорам, скакать с парты на парту, усаживаться на столах и даже на руках у школьников… Вы только представьте себе такую картинку! Разве это было бы не здорово?!

Пушистость зверька – это прекрасная психологическая поддержка для ученика во время урока. Не получается решить пример или задачу – погладил кошку. Она мяукнула ободряюще и понимающе – и уже ученику не так грустно стало. Глядишь, и задачка начинает решаться…

Конечно, дома все это организовать гораздо проще. Достаточно слегка поддержать данную линию, не запрещать ребенку общаться с домашними любимцами во время урока. Ну а в школе… Не знаю… Но вдруг все же будут появляться такие экспериментальные классы…

Шутки шутками, но ведь действительно: дружелюбие и оптимизм, которые распространяют наши домашние животные, отлично помогают позитивному восприятию учебной информации. Ясное дело, родитель-преподаватель должен слегка направить сей процесс – чтобы урок все же шел.

Психологическая комфортность для ребенка во время урока – это мощный методический фактор. Обнимая любимую ласковую собачку, ученица 1 класса будет ощущать себя гораздо уютнее во время устного счета или рассуждений о круговороте воды в природе.

Я обращал внимание, что наши домашние животные очень чутко подключаются к учебному процессу в самые подходящие моменты. Хотя иногда кажется, что они мешают. Но это лишь на первый взгляд так кажется. А если более глубоко и более тонко ощущать психологическую и информационную динамику учебного занятия, то понимаешь, что это пушистое хвостатое существо проявило себя как раз вовремя. Небольшое переключение внимания, улыбка, коротенький отдых, поглаживание мохнатого зверька – все это пошло на пользу. И дальше учеба идет еще более эффективно.

Вот сейчас, когда я сочиняю данную статью, наша кошка Кася мурчит и трется о мое колено, напоминая, что ее пора бы уже накормить. Меня это вроде бы немного отвлекает… Но с другой стороны, приятно ведь… Да и сочинение статьи идет веселее.

Вообще, как вы понимаете, я сторонник мягкой дисциплины, когда учеников не жестко строят во время урока, а создают для них комфортную свободную обстановку. И в такой обстановке учеба естественным образом движется и весело, и эффективно. А пушистые, добрые, забавные домашние зверюшки как раз и помогают созданию атмосферы психологической комфортности, вносят в урок нечто живое и радостное.