Дизайн учебной странички

dizayn_uchebnoy_stranici

Я большой фанат данной темы. На мой взгляд, оптимальный дизайн предъявляемого ребенку учебного материала способен существенно повысить эффективность урока. Иногда это просто ключ.

Я имею в виду в основном аккуратное и красивое расположение слов, чисел, формул, рисунков к задачам… И симпатичный способ их написания.

Как художник-график, я научился довольно тонко чувствовать именно общую композицию. Она, несомненно, является важной компонентой педагогической силы. Оказывается, для учебного процесса существенно не только то, как решить пример по математике, но и то, как разместить на странице все числа и знаки, всю последовательность решения.

Для успешных учеников средних и старших классов, разумеется, нет особого смысла сильно запариваться на эту тему. А вот для младших ребятишек и для тех, кому по данному предмету учиться трудно, есть большой резон так озадачиться.

Красивое воспринимается легче.

Когда я говорю “аккуратно и красиво”, то вовсе не имею в виду обязательно “строго по линеечке и равномерно”. Посмотрите, как художники пишут от руки всякие надписи, как они располагают текст и прочие детали. Буквы могут быть неодинаковые, строчки могут загибаться, симметрия может не соблюдаться… Но вообще-то все зависит от вашего вкуса, конечно.

Далеко не каждый родитель или педагог рисует как профессиональный художник. Но при проведении индивидуального домашнего урока или урока в школьном классе ведь и не требуется особого мастерства в графике. Достаточно начать обращать внимание на аспект дизайна и начать потихоньку развивать свои умения.

Главное – композиция. Как и пишут во всех грамотных учебниках для художников, здесь нет никакого общего закона или правила. Ну да, существуют некие известные стандартные приемы композиции для дизайнеров и иллюстраторов… Но нет смысла в них вникать, по-моему. Просто шаг за шагом вырабатывайте в себе чувство – как размещать буквы, цифры и рисунки на листке бумаги в ходе урока. Ориентиры такие: чтобы было симпатично, чтобы было удобно, чтобы расположение всех элементов было в целом сбалансировано, чтобы во всей этой графической композиции ощущалась некая гармония…

Изображение каждой буквы и каждой цифры – особая история. Мастера тренируются годами и десятилетиями. Но уже на самых начальных стадиях освоения данного навыка происходит качественный скачок: рисующий букву или цифру человек начинает видеть их не просто как смысловые символы, а как некие изображения, некие графические элементы. Это как раз и есть подход дизайнера.

Постепенно у вас выработается свой стиль. Рука станет тверже. Штрих – смелее. Общая манера – увереннее.

Держа в голове, что учебная страничка должна быть в определенной степени эстетичной, удобной для восприятия, вы облегчаете урок для ваших учеников. Здесь не нужно чего-то особенного и высокопрофессионального. Достаточно стремиться к четкости, к выразительности, к целостности изображения.

А еще очень важна свобода. Не закрепощайте себя, постарайтесь рисовать свободно.

Обратите внимание на некоторые детали.

Например, рамка вокруг формулы или правила, а также общая рамка вокруг всей страницы или вокруг ее части – это существенный элемент дизайна. Для рамок можно использовать прямые или слегка изогнутые линии. Рамки можно рисовать овальными или с жесткими прямыми углами…

Стрелки, подчеркивания, выделение кружком или квадратиком слагаемого в примере или неизвестного в формуле, использование “жирного шрифта”… – все это тоже части дизайна, все это тоже входит в ваш арсенал графических методов в уроке.

Практика – лучший учитель. Пробуйте – и у вас будет получаться все лучше и лучше.

Я верю, что когда-нибудь всех профессиональных педагогов будут учить основам дизайна, основам графики – для нужд преподавания школьных предметов. Но уже сейчас мы можем вовсю использовать силу дизайна в стихии учебной информации, в каждом нашем уроке. И уже с самых первых шагов вы почувствуете результаты.