Без исключений

bez-isklyucheniy

Данная статья посвящена небольшому, но существенному нюансу в преподавании практически всех школьных предметов. Причем речь идет и о том, как объяснять материал, и о том, как его отрабатывать в практических упражнениях, и о том, как правильно ориентировать и инструктировать учеников.

Имеет смысл четко различать в системах знаний ситуации двух типов: правила с исключениями и правила без исключений. Это существенно разные типы правил.

Например, все правила математики – это правила, в которых не бывает исключений. Дважды два всегда будет четыре. Сложение столбиком всегда выполняется по одинаковому алгоритму. Формула для корней квадратного уравнения работает абсолютно во всех случаях. Теорема Пифагора – это незыблемо. И основное тригонометрическое тождество нас никогда не подведет…

А вот, скажем, правила правописания для слов русского (или английского, или испанского…) языка – это уже правила со множеством исключений и вариаций. Это уже совершенно иная система – совсем не такая однозначная и четкая, как в математике.

До многих учеников далеко не сразу доходит сие фундаментальное различие. И они путаются в способах изучения разных дисциплин. Да и внутри одного и того же предмета путаются – что как надо изучать, под каким углом и в какой логике.

Действительно, почти в каждой области знаний есть правила без исключений и правила с исключениями.

Допустим, физика или химия…

Закон сохранения энергии, закон сохранения массы, закон сохранения электрического заряда – это выполняется всегда, безо всяких исключений. Это никогда не нарушается.

Но большинство физических и химических законов – это лишь приблизительное описание реальных ситуаций. И мы встречаем немало исключений из общих закономерностей, немало отклонений и особых случаев. Особенно в химии – конкретное вещество или конкретная химическая реакция могут выпадать из общего ряда подобных веществ или реакций.

А такие дисциплины, как история или психология, вообще состоят в основном из частностей и лишь из очень приблизительных правил. Но и правила без исключений иногда там все же встречаются.

На мой взгляд, весьма полезно во время учебных занятий правильно ориентировать школьника. Вот это правило – правило без исключений, оно работает абсолютно всегда. А вот это правило – оно тоже в общем верное, но из него бывают исключения. А вот это правило – лишь очень приблизительное, оно помогает разобраться в хаосе и в многообразии фактов, но это не закон, а только некоторые удобные обобщения…

Повторяю: для детей и подростков все это совершенно не очевидно. Мы-то уже знаем, что площадь прямоугольника всегда равняется произведению сторон. Но ребенок может подумать, что бывают исключения из этого правила. Или мы скажем ребенку, что в английском языке в предложении сначала идет подлежащее, а потом сказуемое, и ребенок может подумать, что это всегда так. Но важно указать и примеры другого порядка слов в реальном английском языке.

В каждом школьном предмете есть своя пропорция между правилами без исключений и правилами со множеством исключений. И это, в частности, определяет особый стиль профессионального мышления в данной сфере. Физик мыслит не как филолог. Историк строит размышления не так, как математик или химик…

А уловить верный для данной дисциплины стиль мышления – это один из ключей к эффективному и глубокому усвоению учебного материала.

Когда я учил своих детей писать в школе сочинения по литературе, то говорил: “Вы свободны! Пишите то, что вам хочется! Правил не существует! Это творчество! Надо лишь ясно сформулировать свои мысли. Надо донести ваше восприятие этой художественной книги до другого человека (в данном случае – учителя, который проверяет сочинение). Никто заранее не требует от вас написать сочинение по какому-то строгому канону”.

И это работало. Моим детям (особенно в средних классах, когда еще только начинались сочинения по литературе) почему-то часто казалось, что от них требуется написать что-то “правильное”, “как надо”… Но я подчеркивал: литература – это сфера, где есть множество разных частных правил, но есть и много исключений из них. А главное правило – это свобода творчества. Я сам писатель. И я уж знаю, как это устроено на практике.

А когда я преподавал школьникам математику или физику (в своей семье или в режиме репетитора), то, наоборот, постоянно подчеркивал: “Из данного правила не бывает никаких исключений! Никаких! Никогда! Это точные науки. И их надо изучать как абсолютно однозначные алгоритмы и законы”.

И это тоже работало. В математике и в физике важно сосредоточиться именно на логике правил и на логике действий. Здесь это как раз тот режим обучения, который необходимо включить. Ну, поскольку я по образованию физик, то этот факт мне тоже хорошо знаком.

Если вы будете пытаться изучать иностранный язык на основе тех же логических включений, что и математику, то вы не преуспеете. И химию нельзя изучать на основе тех же не очень логичных подходов, что и литературу. И это различение важно и для учителя, и для ученика.

Итак, определите для себя четко в каждом предмете, который вы преподаете ребенку, эту дифференциацию: правила без исключений и правила с исключениями.

Особенно это важно, если вам приходится преподавать сразу много различных предметов (как в ситуации семейного обучения). Нельзя преподавать все предметы в одном стиле. Нужно владеть разными стилями.

Обратите внимание: каждый из нас обычно склонен к одному типу мышления: либо к точному (без исключений), либо к гуманитарному (со множеством исключений из правил). Ну и наше образование накладывает мощный отпечаток.

Скажем, лично мне, конечно, было сложно преподавать все предметы, кроме математики, физики, химии, черчения и природоведения. Все же во мне доминирует логичность мышления. Но занятия литературным и художественным творчеством, а также серьезное изучение психологии – это как-то уравновешивало мою тягу к правилам без исключений. По крайней мере, я хоть как-то мог понимать стиль мышления и логику в дисциплинах, где правила соседствуют со многими-многими исключениями.

В идеале, разумеется, хорошо бы помочь школьнику овладеть обоими типами мышления: без исключений и с исключениями.

И еще раз: важно объяснять ученикам, какой именно тип логики (строгая или не очень) используется в каждом конкретном случае. Тогда эффективность освоения учебного материала существенно повысится.

Вот такая простая психологическая идея в преподавании. Обратите на нее внимание, пожалуйста. Иногда мы работаем в ситуации с теми или иными исключениями. А иногда работает принцип “без исключений”.