Слоги
* * *
Когда Тима и Коля были совсем маленькие, я учил их читать. И для этого на определенном этапе нарисовал пособие, подобное тому, которое вы можете здесь видеть. Мальчишкам оно понравилось. Листочки со слогами долго висели у нас на стене – и мы довольно регулярно по ним упражнялись.
На каждой страничке размещены слоги на одну гласную букву – примерно в алфавитном порядке (если читать по часовой стрелке). Тем самым облегчается понимание принципа чтения. А может, дети просто запоминают вид слогов – какой как читается.
Взрослый помогает при необходимости (все меньше и меньше) и хвалит дите за успехи. Но иногда можно и хором слоги произносить – это ведь тоже весело.
Пособие годится и для индивидуальной работы, и для одновременного обучения двух, трех и более детей. Причем и возраста их могут различаться (у моих сыновей разница в возрасте – почти два года).
Листочки со слогами можно прикреплять на стену или просто раскладывать перед ребенком во время занятия. Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества.
Размер листков – формат А4 (210х297 мм). Распечатывать их можно как черным, так и любым другим (симпатичным и отчетливым) цветом. Когда я учил своих сыновей, то рисовал эти слоги цветными карандашами (каждую страницу одним цветом).
Я использовал немного такой вариант в работе с другими детьми. Тут же можно и слова из слогов составлять и читать.
Я не могу сказать, что данное пособие дает ошеломляюще быстрые результаты в плане обучения чтению. Но я на это и не ориентировался. Я старался создать простое, ясное и доброжелательное пространство игры с буквами и слогами. Ведь на данном этапе, по сути, закладываются глубинные психологические взаимоотношения ребенка со всеми типами текстовой информации. Поэтому большое внимание я уделял тому, как нарисовать слоги и их обрамление. Художественная сторона данного пособия очень важна.
В силу этого, мне кажется, что даже для детей, уже давно освоивших чтение слогов, уже умеющих читать, весьма целесообразно хотя бы немного повзаимодействовать с данным пособием: почитать самим, пораскрашивать, позаниматься с малышами, нарисовать что-то…
Я не знаю, насколько интересно и удобно использовать данное пособие прямо с экрана компьютера. Но возможно, это тоже хороший вариант. Высокая динамика, использование цветового многообразия, подключение различных алгоритмов… – все эти способности компьютера дают простор для творческих разработок.
Разумеется, не всем детям и взрослым интересен такой вариант изучения слогов. Кто-то легко обойдется без него, кто-то использует другие методы. А может, кто-то вдохновится данной идеей и нарисует все по-своему.
На мой взгляд, этап освоения чтения простейших слогов весьма фундаментален. Его важно хорошо прожить, прочувствовать – в быстром или медленном темпе. У нас получилось так, что с сыновьями мы довольно долго сидели на чтении слогов и коротких слов (начинали с возраста 2-3 лет). Тиме и Коле почему-то потребовалось несколько лет, чтобы перейти к беглому чтению текстов. Ну, я их и не торопил. Тем более, что и занимались-то мы чтением по чуть-чуть и все вот в таких игровых формах, когда в центре внимания была образно-художественно-психологическая сторона процесса, а не задача освоить это дело побыстрее.
Я ориентировался на то, чтобы процесс освоения чтения шел для моих детей мягко, непринужденно и комфортно. К первому классу все они уже читали очень хорошо и далее этот навык у них развивался устойчиво (всегда на «пять с плюсом», если ориентироваться по требованиям стандартной школьной программы). И книжки они привыкли читать много и с удовольствием (правда, тут, наверное, дело не только в том, что мы с ними когда-то учили слоги по данному пособию).
Маша, кстати, училась читать как-то по-другому (я точно не помню как). Словом, все это дело вкуса, дело индивидуального пути развития каждого ребенка.