Четыре пути получения школьного образования

chetire_puti_shkoly

Мне кажется, что очень важно осознавать: семейное обучение – это вовсе не абсолютная какая-то сверхрадикальная альтернатива “обычному школьному процессу”. Это просто один из четырех базовых вариантов получения школьного образования.

Такая позиция, по-моему, более верно ориентирует и родителей, решившихся на то, чтобы учить своих детей дома, и окружающих (близких и далеких), которые переживают по данному поводу и так или иначе высказывают свое отношение.

С глубокой древности существуют эти четыре пути:

1) индивидуальное домашнее образоывание;

2) элитная частная школа;

3) элитная государственная школа;

4) массовая государственная школа.

Каждый из данных путей имеет свои достоинства и свои недостатки – очевидные и не шибко очевидные. Сейчас я не хочу подробно на этом останавливаться. Главное – все эти четыре пути абсолютно обычны. В том числе и в пути индивидуального домашнего образования нет ничего такого уж сверхноваторского и необычного. Он был всегда, тысячи лет. Это был основной способ воспитания и обучения аристократической элиты, а затем и слоя появляющейся буржуазии.

Довольно часто мысли противников семейного обучения зацикливаются именно на том, что массовая государственная школа – это вообще единственный вариант получения образования. Но это по факту не так. Элитные частные школы и элитные государственные школы – это настолько не похоже на государственную массовую школу, что с полным правом может претендовать на статус наиболее радикальной альтернативы массовому способу обучения школьников. А семейное обучение – где-то в середине. Я бы даже сказал, что ближе к массовой школе в чем-то.

В элитной государственной школе ученики отобраны по принципу достаточно высоких индивидуальных способностей и высокой мотивации к учебе. И это уже совсем другая педагогика (по сравнению с массовой)! Даже если обучение осуществляется по той же базовой программе и по тем же учебникам. Здесь именно воспитывается интеллектуальная элита общества – целенаправленно, жестко и системно.

А массовая школа не ставит таких задач. Ее цель – дать базовые знания всем – вне зависимости от уровня способностей и мотивации к учебе. Здесь педагог должен быть поистине виртуозом, чтобы научить детей хоть чему-нибудь! А уж как трудно учить подростков в условиях массовой школы! Ведь большинство из них не хотят учиться, хорошо знают свои права, да еще и горят желанием самоутвердиться – хотя бы вот на учителях.

Частные элитные школы – это вообще особая песня. Самый главный фактор здесь – платежеспособность родителей. Частные школы бывают помягче, с минимальными требованиями к учащимся, поддерживающего типа, а бывают и построже, с высоким уровнем амбиций и требований. Фишка в том, что и администрация, и преподаватели волей-неволей вынуждены подстраиваться под предпочтения клиентов. А это не всегда просто. И опять же, это особая педагогика – и по сравнению с массовой школой, и по сравнению с элитной государственной школой.

На мой взгляд, семейное обучение обычно не может обеспечить такой уровень образования (в смысле знаний по разным предметам), какой легко доступен в элитной государственной школе или в “строгой” частной школе. Все же дома обучение осуществляется не командой профессионалов-специалистов и не в специально оборудованных помещениях, а силами одного-двух родителей в обычных домашних условиях. Разве что вот теперь Интернет в помощь.

В этом смысле домашнее образование ближе по уровню знаний к массовой школе. Но все же несколько выше, так как дома вокруг нет массового потока тех, кто не хочет учиться и на кого учитель традиционно вынужден ориентироваться (и по инструкциям, и по реалиям ведения урока). Даже хорошие учителя в массовой школе мало могут дать ученику, ориентированному на качественные знания. Дело в общей обстановке, во всей организации процесса. Хотя, надо сказать, многие учителя и в таких условиях все же ухитряются неплохо готовить наиболее мотивированных ребят.

Семейное обучение позволяет в существенной мере отойти от рутины и консервативных подходов, традиционного “придушивающих” государственную массовую школу. Основное преимущество домашнего образования – можно не ориентироваться на “систему”, а идти своим путем. Правда, при этом необходимо создавать свою эффективную систему (что не у всех так уж хорошо получается).

Ориентация при семейном обучении на базовую государственную программу, использование стандартных учебников, прохождение аттестации в обычной школе – все это делает домашнее образование не таким уж и далеким от массового школьного процесса (по набору знаний и по форме отчетности).

Ясно одно: каждый из четырех путей получения школьного образования можно или реализовать плохо, или реализовать хорошо, или реализовать средне. Сие зависит от массы факторов. В том числе и семейное обучение можно выполнить хорошо, средне или провалить. Каждый путь имеет свои трудные моменты и свои преимущества.

Я не был бы честным, если бы написал, что великолепно выучил своих детей дома. Нет. Я оцениваю эту нашу эпопею с домашним вариантом получения школьного образования на “четыре с плюсом”. Сейчас я понимаю, что многое можно было бы сделать существенно лучше. Но тогда я действовал, как умел и как мог в наших конкретных условиях…

Если вы хотите трезво взглянуть на формат семейного обучения – поразмыслите над тем, что написано в данной статье, соотнесите с вашим личным опытом, с вашими личными взглядами. Еще и еще раз: я никогда не считал себя таким уж “альтернативщиком” (хотя большинство вокруг почему-то как раз считают меня таковым). Я просто хотел того же, чего хотят большинство родителей, – дать своим детям качественное образование. А какой из четырех путей для этого избрать – это уже следующий вопрос…