Системный подход в семейном обучении

img

Вообще-то я написал целую книжку на данную тему. Она свободно размещена на моем сайте “Папа Карп”. А здесь мне хочется кратко отметить всего несколько моментов и чуть-чуть с другой стороны.

Во-первых. Большинство родителей, раздумывающих о семейном обучении или уже шагающих этим путем, вполне хорошо представляют себе, что такое домашнее преподавание школьных предметов. Это не так уж трудно. Но при этом люди почти не задумываются о принципе системности – в организации всего процесса домашнего образования. А зря.

Системный подход увеличивает эффективность – зачастую в разы. Вы тратите времени на обучение меньше, а результаты получаются гораздо лучше. Вы экономите силы и нервы – ваши и вашего ребенка. И школьных учителей заодно (у которых проходите аттестацию).

Да, системному подходу почему-то обычно не учат в вузах. Ни в педагогических, ни в других вообще. Надо учиться самостоятельно.

Все, что работает эффективно, всегда построено как система. А не просто как некий набор действий – тех или иных. Система – это нечто большее, чем просто сумма ее частей.

Если вы освоите системный подход как общий метод действий – и приложите его к вашей конкретной ситуации семейного обучения – то увидите, насколько это здорово! Это реально здорово!

Во-вторых. Следует хорошо различать две вещи. С одной стороны, существует система образования, которую вам предлагает государство, авторы учебников и методисты, традиционный школьный распорядок и (чего греха таить!) ваши личные, сформированные в детстве привычки. С другой стороны, существует система обучения, которую вы создаете сами, которую вы развиваете в своей семье – для конкретно ваших детей. Это две абсолютно разные системы.

Да, если вы отдаете ребенка в школу, то он попадает в ту систему, которая есть там. Это и методы обучения, и отношения с учителями и одноклассниками, и весь образ и режим жизни школьника… Данная система работает (лучше или хуже, но это уже другой вопрос). Ученик к ней так или иначе адаптируется, вписывается в нее. Он вынужден приспосабливаться. Ну, для кого-то приспособиться легко, для кого-то – труднее, для кого-то – невыносимо сложно…

Но если вы обучаете своего ребенка дома, то ситуация совершенно иная. Вы сами создаете вашу личную систему домашнего образования. А со школьной государственной системой вы просто взаимодействуете – чисто для аттестаций. При оптимальном раскладе данное взаимодействие фактически сведено к минимуму. И оно мало обуславливает ваши личные действия, вы действуете независимо, самостоятельно.

Огромное количество проблем при реализации пути домашнего образования возникает как раз у тех, кто не решается взять на себя всю полноту ответственности – за создание своей собственной системы работы. Попытки просто следовать школьным предписаниям, попытки “быть как бы в школе, но учиться на дому” – это путь суеты, дерготни и хаотичности. Такой подход блокирует до 90% преимуществ семейного обучения.

Дело вовсе не в том, что школа – “плохая”. Просто школа как система создавалась для других задач, в других условиях, в других масштабах, в другое время даже… Школа не ориентирована еще и на вариант обучения детей в семье. Учителя вообще не в курсе, как это делается. Их учили совершенно в другом разрезе, их учили другим формам работы.

Если вы займете полностью ответственную позицию в формировании собственной системы учебной работы, то вы и будете контролировать ситуацию на 100%. И тогда в школе вам уже гораздо легче будет обо всем договариваться – так как вы будете ясно знать, чего конкретно вы хотите.

В-третьих. Чтобы создать в приемлемые сроки достаточно эффективную, реально работающую систему домашнего обучения, вам необходимо четко уяснить для себя “коридор” между двумя “уровнями”. “Верхний уровень” – это то, выше чего мы и не пытаемся “запрыгнуть” (в глубине и качестве знаний по школьным предметам). “Нижний уровень” – это то, ниже чего по тем или иным причинам “опускаться” недопустимо. Эти “уровни” могут быть разными в разных предметах.

Школьная система в данном плане, кстати, слишком расплывчата. Она предлагает огромный спектр возможных уровней знаний по всем предметам. Ну, она так устроена – чтобы все ученики могли бы в нее “поместиться”. Но дома, разумеется, целесообразно существенно сузить данный спектр – и реализовывать индивидуальную траекторию образования.

Именно поэтому, кстати, семейную систему обучения сформировать гораздо-гораздо проще, чем общегосударственную. Вам не надо ломать голову над тем, как учить 10 миллионов школьников и как финансировать, инструктировать и контролировать 1 миллион учителей. Вам достаточно разобраться с несколькими вашими детьми.

Почему важно определить для себя “верхнюю планку”? Если вы ее исходно поставите слишком высоко, то не получится устойчиво решать поставленные задачи. Более того, даже те вещи, которые вы в принципе могли бы сделать хорошо, пойдут наперекосяк и через нервы. Поэтому необходимо трезво оценить ваши личные возможности и возможности вашего ребенка. И главное – его реальные индивидуальные потребности.

“Нижняя планка” тоже важна. Иначе многое – доступное и важное для ребенка – будет упущено. Жизнь – это борьба. И учеба – это труд. Разумное, посильное напряжение в учебе – это очень полезно. Недогрузка так же вредна, как и перегрузка.

Итак, уважаемые родители, система ваших действий по реализации семейного обучения работает в определенном диапазоне. Она не претендует на всеобщность. Она лично ваша. А главное в ней то, что она подходит конкретно для ваших детей.

Ну вот, пожалуй, все, что мне хочется тут кратко сказать про системный подход в домашнем образовании. Хотя тема эта поистине безгранична!

Подробнее – в моей книге “Семейное обучение как система”. Так же имеет смысл прочитать и книгу “Подготовка к школе как система” (она тоже есть свободно на сайте “Папа Карп”). Да еще статью в данном проекте – о “принципе орла” и “принципе черепахи” в освоении школьной программы.

Сила системного подхода в обучении очень велика! И каждый из нас может использовать эту прекрасную возможность.