Семейное обучение как эффективный проект

semeynoe-obuchenie-kak-uspeshniy-proekt

Как сделать семейное обучение действительно эффективным проектом? Что является главными отправными точками для успеха в столь нестандартном деле? Какова ключевая стратегия, которая обеспечит нам победу?

Для начала, по-моему, следует определиться: а что же именно мы считаем успехом. Как конкретно мы понимаем слова “успешное семейное обучение”? Что такое лично для нас успех в педагогической деятельности?

У разных людей очень-очень разные мировоззрения, очень разные жизненные цели. И поэтому у каждого из нас свои критерии успеха и эффективности – и по жизни вообще, и в семейном обучении в частности. Этот момент важно осознавать с самого начала – чтобы не путаться в своей стратегии.

Скажем, лично я далеко не адепт “педагогики высоких достижений” (выражение по аналогии со “спортом высоких достижений”). И уж совсем-совсем не адепт “интенсивного изучения школьных предметов”. Я всегда считал, что если мои дети более-менее освоят минимальную базовую школьную программу и при этом не особо перегрузятся, то это уже будет вполне хорошо. А если они еще и какие-то предметы изучат более глубоко (в соответствии со своими склонностями), то совсем будет здорово!

С точки зрения моих критериев, наше 19-летнее семейное обучение оказалось весьма успешным проектом. Базовую школьную программу освоили нормально, сыновья углубленно изучали физику и математику, младшая дочка вне школы много занималась рисованием… Да еще мои дети успели прочитать много хороших книг, позаниматься в куче спортивных секций, полноценно пообщаться с природой на длительных прогулках и в походах…

Но я осознаю, что многие люди несколько иначе подходят к воспитанию своих детей, делают другие акценты. Скажем, придают гораздо большее значение объему осваиваемых в школе знаний по разным предметам. Или видят главное в том, чтобы сформировать в своем ребенке деловые качества, практическую хватку… Соответственно, для них понятие “эффективное обучение” будет иметь несколько иной смысл.

После того, как мы определились с критериями успеха, целесообразно, на мой взгляд, понять для себя: насколько всерьез и системно мы будем вкладываться в наш процесс семейного обучения. Чем мы готовы пожертвовать ради этого? Насколько глубоко и целеустремленно мы будем осваивать практическую педагогику? Каковы наши сильные и слабые стороны?

Я замечал такой парадокс: довольно часто родители, решившись на путь семейного обучения исходя из его очевидных преимуществ, недостаточно серьезно относятся к своему самообразованию в качестве педагогов. Но это ведь путь развития! Здесь каждому из нас надо постоянно учиться новому! Здесь требуется желание, страсть и упорство!

Да, хорошо освоить практическое преподавание – это, безусловно, реально в домашних условиях, прямо по ходу обучения своих детей. Да, это гораздо-гораздо проще, чем преподавать в школе. Но все же есть немало вещей, которые надо понять и которыми надо овладеть. Это определенный уровень профессионализма в педагогике.

Материалов в Интернете сейчас масса. Но важно их не просто бегло проглядывать, а внимательно и глубоко изучать. Конечно, не все материалы, а те, которые представляются важными лично вам. Ведь существует немалая разница между чтением для общего ознакомления и чтением учебника с целью серьезного изучения темы.

Когда мне пишут родители, начинающие учить своих детей дома, то на 80-90% вопросов я отвечаю так: “Внимательно изучите материалы по семейному обучению, которые есть на моем сайте, – там вы найдете почти все ответы”.

Разумеется, после первого прочтения книги или статьи в голове много не останется. Можно лишь какие-то идеи почерпнуть и общее впечатление. Но если человек мотивирован и заинтересован, то он прочитает не один раз, а много раз – чтобы уже досконально изучить информацию. И будет читать не спеша, вдумчиво, соотнося с реалиями своего домашнего педагогического процесса. И потом еще не раз будет возвращаться к этим материалам – так как жизнь и практика поставят конкретные вопросы и дадут новый опыт.

Но есть и другой путь. Можно учиться не столько по книгам и статьям, сколько самостоятельно – отыскивая свои собственные пути и подходы. Но это тем более требует концентрации и настроя на постоянное развитие в данной сфере. Я в освоении педагогики шел как раз таким путем. Однако, например, психологию изучал и изучаю в основном по книгам – десятки раз перечитывая те из них, которые лично мне подходят в качестве учебников.

И наконец, хочется выделить третий ключ на пути к успеху семейного обучения. Я бы сформулировал так: не стесняйтесь задавать “дурацкие вопросы”.

Не нужно стесняться своей неопытности в педагогике и в детской психологии! Не бойтесь выглядеть некомпетентными. Расширяйте ваши знания, пользуясь каждым удобным поводом. Вокруг полно хороших педагогов, психологов, просто умных людей… И все они могут нам в чем-то помочь, что-то подсказать, чему-то научить… И это здорово!

Существуют всякие социально-психологические стереотипы, которые мешают нам легко и просто учиться важным вещам. Один из сильнейших таких стереотипов – страх “выглядеть дурачком”. Вроде как “умный человек” не станет задавать “глупых вопросов”. Но история и науки, и техники, и искусства показывает: именно те, кто ставил “глупые вопросы”, продвигались вперед особенно эффективно.

Я сам очень люблю задавать “дурацкие вопросы”. В практической педагогике это приходится делать на каждом шагу. Так мы стимулируем свою креативность, учимся находить простые решения в сложных ситуациях. Конечно, далеко не все ответы, которые мы услышим от наших собеседников, являются непосредственными алгоритмами для действий. Но на нужную мысль такой обмен может навести.

Многие “дурацкие вопросы” вовсе не обязательно задавать каким-то людям. Их можно ставить самому себе. Некоторые вещи кажутся нам очевидными, но так ли они очевидны? Или же это просто привычки, инерция, лень? Идем мы по пути педагогической эволюции или топчемся на месте?

Итак, успешное семейное обучение – это реально. На мой взгляд, в стратегию успеха нашего домашнего образования должны входить следующие пункты:

1) выработать свои критерии эффективности;

2) определить свой уровень концентрации на процессе и степень своей готовности учиться новому в педагогике;

3) не бояться задавать самому себе и другим “дурацкие вопросы”.

По сути, изложенное в данной статье – это приложение к ситуации семейного обучения общих принципов успешной работы над любым новаторским проектом. Домашнее образование подчиняется тем же правилам, что и проектирование в других сферах жизни. Эффективность – это не есть нечто запредельное, она в наших руках.