От чего зависит успешность семейного обучения

d0bed182-d187d0b5d0b3d0be-d0b7d0b0d0b2d0b8d181d0b8d182-d183d181d0bfd0b5d188d0bdd0bed181d182d18c-d181d0b5d0bcd0b5d0b9d0bdd0bed0b3d0be

Мне хочется сформулировать самые важные моменты, обеспечивающие успех в семейном обучении. Это не только мой опыт организации домашнего образования для своих детей, но и обобщение опыта многих других родителей, с которыми я переписывался или общался лично на темы обучения детей дома. Я, как мог, проанализировал удачи и неудачи, сильные и слабые стороны в каждом случае, с которым довелось познакомиться. И вот получился список из двенадцати пунктов.

* * *

1. Выделяйте время и внимание не только на преподавание детям школьных предметов и на аттестацию в школе, но и на планирование, продумывание и коррекцию всего вашего семейного образовательного процесса.

Научитесь реалистично оценивать свои силы, свои слабые стороны, возможности вашего ребенка. Определяйте для ваших детей максимальный допустимый уровень загруженности. И не переходите за эту грань – даже ради хороших оценок, престижа, планов на будущее и т.п. Вообще всегда избегайте перегрузок.

Научитесь отслеживать свои ошибки и неудачные подходы в преподавании и своевременно переходить на новые способы работы. Не привязывайтесь к неэффективным, неудобным для вас методам домашнего обучения. Ищите оптимальные формы и режимы построения семейного образовательного процесса.

Научитесь распределять силы и время – ваши и ваших детей – в течение всего учебного года и в течение каждого этапа (месяца, недели). Не забывайте про периоды отдыха от учебы и про непредвиденные обстоятельства (плохие и хорошие), которые обязательно будут.

Определите главные цели и задачи для вашего ребенка в изучении школьных предметов. Выделите самые важные направления – и неуклонно реализуйте именно их. Безжалостно отказывайтесь от того, что не является обязательным, – если ваш ребенок перегружен, если у него проблемы со здоровьем, если он просто не хочет глубоко изучать то, что ему не нравится… Не ориентируйтесь на государственную учебную программу свыше меры.

2. Умейте меняться и будьте готовы к изменениям, к неожиданностям, к трансформации ваших взглядов на школьное образование в целом и на конкретные способы домашнего преподавания.

Жизнь – это опыт. Мы можем планировать домашний учебный процесс и весь ход нашей семейной ситуации лишь частично. А частично не можем. Наше понимание педагогики и детской психологии развивается день за днем, месяц за месяцем, год за годом. Иногда происходят резкие качественные переосмысления. Иногда изменения нашего мировоззрения накапливаются постепенно и почти незаметно…

Будьте готовы экспериментировать. Не бойтесь нового. Главное, не затягивайте неудачные эксперименты.

Наблюдайте за вашими детьми, предоставляйте им право высказываться по поводу всех деталей домашнего учебного процесса, будьте внимательны к их инициативам и мнениям. Дети – наши учителя в педагогике. Они помогут выстроить семейное обучение так, как это оптимально конкретно для них.

3. Сделайте акцент на развитие в детях умения учиться самостоятельно – по учебникам, по видеоурокам, по другим пособиям. Это должно быть стратегическим подходом. Неуклонно реализуйте данную линию.

Однако и не забывайте о том, что ваш ребенок может неодинаково легко осваивать различные школьные предметы. Всегда помогайте там, где это требуется, в тех дозировках, в которых это необходимо.

Постепенно приучайте детей самостоятельно планировать учебу. Начинайте уже в 1 классе. Пусть такой подход станет в вашей семье обычным. При этом, разумеется, отслеживайте ситуацию и регулируйте ее при необходимости.

Особое внимание обратите на выработку умения адекватно оценивать свои знания, свое понимание каждой конкретной темы, каждого задания. Не на уровне “Послушал, почитал и вроде понял”, а на уровне “Могу сам объяснить данный материал, могу сам решать задания по данной теме”.

4. Домашняя педагогика существенно отличается от школьной.

Ведь отличаются друг от друга, к примеру, разные области техники, разные области науки. Со сферой образования и воспитания дело обстоит точно так же. Преподавание в школе, в вузе, в детском саду – это совершенно разные вещи. И, конечно, обучение дома представляет собой особую область педагогики.

Учитывать данный факт нужно буквально на каждом шагу – и чтобы свободно подбирать оптимальные формы семейного учебного процесса, и чтобы родитель ощущал определенную уверенность в себе.

Выкиньте из головы все, что вы знаете про школу – плохого и хорошего. Оставьте только то, что необходимо для адекватного общения с учителями и администрацией, для понимания их условий работы.

Не пытайтесь создавать домашний аналог стандартной государственной школы. Школьные уроки – не образец для вас. Будьте особенно внимательны по отношению к данному вопросу, проанализируйте себя, свои взгляды на преподавание. Стиль обучения в классе, режим школьной учебы, формы занятий в больших группах – все это со времен нашего детства вложено в наше подсознание, буквально въелось в мозг. Но вы должны освободить свой ум от всех этих стереотипов.

Не думайте, что вам неимоверно далеко до школьных преподавателей, получивших профессиональное образование и имеющих большой опыт. Специфика индивидуального обучения дома совершенно иная. И не впадайте в иллюзии: не так уж здорово учат в педагогических вузах и колледжах.

У вас есть огромные преимущества перед школьными учителями: полная педагогическая свобода, глубокий и постоянный контакт с ребенком, мягкий и удобный домашний режим, существенно более широкий спектр возможностей влиять на ситуацию…

5. Не занимайте по отношению к государственной школьной системе позицию конфронтации. Научитесь строить с ней конструктивное взаимодействие. А еще лучше – научитесь с ней дружить.

Это относится как к вашим отношениям с общим процессом функционирования системы образования и ее нормативами, так и к вашему общению с каждым конкретным учителем, завучем, директором школы, с которым вы работаете.

Относитесь с уважением к другим людям, даже если они осуждают ваш выбор семейного обучения. Даже если они спорят или “наезжают”. Если вы будете уважать их – рано или поздно и они станут уважать вас, и тогда договариваться по всем вопросам станет гораздо легче.

Используйте в государственной школьной системе ее сильные стороны: упорядоченность, стандартизацию, регламент, базовые учебники, критерии оценки знаний… Выделите то, что нужно конкретно вам. Во взаимодействии с каждым учителем, с каждым тестом, с каждым учебником ищите свой интерес – интерес обучения вашего ребенка.

Научитесь верно выстраивать дистанцию со школой и не позволяйте школе “строить” вас выше разумной меры. При необходимости – меняйте школу. Но для начала постарайтесь договориться там, где вы сдаете зачеты и экзамены сейчас. Поставьте себя в позицию равного партнера со школой, а не в позицию послушного исполнителя школьных требований.

6. Будьте готовы отступить.

Семейное обучение в любом классе и даже в середине учебного года может быть прекращено. И ребенок пойдет в школу – на время или постоянно. Это не трагедия, а вариант пути. Иногда, по всей сумме факторов, это оптимально решение.

В частности, такое решение может на каком-то этапе принять сам ребенок, подросток. Будьте готовы к такому выбору.

Помните сами и напоминайте вашим детям: контрольную или диктант в школе можно переписать, устный зачет или экзамен можно пересдать, тест можно переделать. В этом нет ничего страшного. В большинстве случаев это и не понадобится. Но если случилась неудача – мы слегка отступим назад и потом ее исправим.

В критической ситуации не бойтесь планово остаться на второй год. Конечно, лучше избегать данного сценария, но иногда он все же может пригодиться.

Умейте отступать в уровне ваших требований по учебе – по конкретным предметам, в конкретных классах и в целом.

Помните, что после отступления через некоторое время, бывает, приходит и черед наступать. Сделать несколько шагов назад и полностью отказаться от решения задачи – это далеко не одно и то же. Довольно часто отступление представляет собой оптимальный путь к победе.

И не пытайтесь предугадать, как вы справитесь с обучением вашего ребенка через несколько лет. Сосредоточьтесь на решении текущих задач данного учебного года. Такая позиция предохранит вас от чрезмерных страхов, от избыточной неуверенности в собственных силах.

7. Научитесь гибко варьировать методы домашнего обучения, использовать ресурсы Интернета, книги, разнообразные пособия, а также помощь других людей. Выбирайте из традиционных и новаторских методик ту композицию, которая удобна конкретно для вас и для вашего ребенка.

Иногда особо мудрить и не надо – достаточно просто последовательно проходить материал по тому учебнику, который вам выдали в школе. Если это удобно, если это работает – ну и прекрасно.

Но довольно часто имеет смысл поискать более эффективные пути. Зачастую к этому подталкивают и сами дети – не желая учиться, не усваивая материал, не воспринимая стиль нашего домашнего преподавания или стиль изложения информации в учебнике… Воистину, наши проблемы являются двигателями нашего прогресса!

Вы можете и сами изобретать что-то. Педагогическое творчество никому не запрещено.

Подключайте к обучению вашего ребенка тех, кто может помочь: старших детей из вашей же семьи, родственников, знакомых. Временами целесообразно пригласить и специалиста-репетитора, хотя бы на какое-то время.

Вокруг нас – широчайшее пространство информации и возможностей обучения. Ищите в нем необходимую поддержку вашему семейному процессу.

Учитесь быстро и верно оценивать любую методику преподавания, любой учебник, любой видеоурок, любого репетитора… – с точки зрения применимости конкретно в ваших условиях. Избегайте фанатичных, догматичных, избыточно зауженных подходов в обучении. Будьте открыты всему по-настоящему ценному. Найдите ваши личные внутренние точки отсчета во всей многообразной педагогической информации.

8. Используйте системный подход.

Единая структура всей вашей учебной работы, единые принципы ее организации – это намного более рационально, чем просто отдельные разрозненные хаотические действия. Эффективная педагогика волшебным образом произрастает из умения решать сразу множество задач параллельно – в их взаимосвязи, в их естественной иерархии, в их разумной последовательности. И каждая решаемая таким образом задача поддерживает решение всех других задач.

Гибкий и в то же время целостный подход экономит и силы, и время. Полезно почаще задумываться об этом, вспоминать при столкновении с неожиданными проблемами, учитывать при планировании всего учебного процесса, всей жизни семьи.

Полезно определять для себя базовые принципы действий и применять общий подход в различных ситуациях.

Взамен неповоротливой, устаревшей, догматичной, уравнивающей всех под одну гребенку системы государственного школьного образования вы создаете вашу собственную систему в масштабах вашей семьи. Относитесь максимально серьезно к общей организованности, к системности вашего домашнего учебного процесса, и это обязательно окупится сторицей.

9. Постоянно держите во внимании необходимость организации для ребенка или подростка, обучающегося дома, широкого пространства: по учебной информации, по общению с детьми и взрослыми, по физической территории, по разнообразным занятиям…

Самая большая из потенциальных опасностей при семейном обучении – именно ограничение пространства.

Особенно важно предоставлять детям возможности для общения с разными людьми, в разных коллективах, в разных условиях. Но при этом учитывайте психологический тип вашего ребенка, его реальную потребность в активном общении, его экстравертность или интравертность.

Показывайте детям большой мир, в котором мы живем.

Старайтесь участвовать во всех интересах вашего ребенка. Учите его решать конфликтные ситуации, объясняйте законы психологического взаимодействия в коллективах и на индивидуальном уровне.

Пожить в гостях в другом доме. Побыть в больших помещениях. Познакомиться с профессионалом в той или иной деятельности и посмотреть, как он работает. Побывать на работающем предприятии. Посетить театр, музей, библиотеку… Все это возможности расширить информационное пространство, в котором развивается ваш ребенок. И это возможности расширить приобретаемый детьми опыт.

10. Учитесь понимать вашего ребенка – вообще по жизни и во всех извивах и перипетиях домашнего учебного процесса.

Понимание детей так же необходимо в любой педагогической деятельности, как хорошее зрение необходимо при вождении автомобиля. Все методы преподавания, все традиционные и новаторские подходы к обучению надо реализовывать с ясным видением психологических особенностей ребенка и с учетом его текущего психологического состояния. Иначе… Представьте, что вы пытаетесь вести автомобиль вслепую, на основании одних лишь правил и рекомендаций…

Понимание детей – это именно практический навык. Можно даже сказать, что это привычка, которая постепенно становится частью вашего характера. Это внутренняя позиция.

Чтение книг по детской психологии лишь отчасти поможет вам выработать данное важнейшее качество. Главное – много, внимательно и неформально общаться с детьми, проникаться их интересами, их мироощущением. Вы должны быть с ребенком “на одной волне” – тогда само собой возникнет и точное слово, и точное действие, и мудрое (а на самом деле совершенно естественное) понимание.

Понимать детей – это не так уж трудно. Ведь внутри каждого взрослого есть ребенок, каждый взрослый был когда-то ребенком. Надо лишь захотеть активизировать эту часть своей личности. И наши дети дают нам реальные ключи к данному психологическому (и даже психотерапевтическому) процессу. Освобождение своего внутреннего ребенка дает нам море дополнительной творческой энергии, радость непосредственного восприятия всего вокруг.

В домашней учебе именно опора на понимание детей позволит вам оптимально подбирать формы и режимы занятий, корректировать общую стратегию вашего семейного образовательного проекта, успешно решать возникающие проблемы, экономить время и силы…

11. Решайте ваши личные психологические проблемы. Осознавайте свою психологическую структуру, свои недостатки и сильные качества.

Семейный учебный процесс будет заблокирован, если родители недостаточно серьезно отнесутся к данному пункту.

У каждого из нас свои особенности и свои внутренние трудности. И в то же время каждый из нас в каких-то вещах особенно силен, особенно устойчив. Будет гораздо лучше, если вы осознаете ваш естественный природный психотип и будете действовать в соответствии с тем, как вы устроены.

Абсолютное большинство неудач в семейном обучении так или иначе связано с психологическими проблемами родителей.

Конечно, для успеха в построении оптимистичного домашнего образования вовсе не обязательно сразу сделаться полностью гармоничным человеком. Да и возможно ли такое? Однако некоторые свои внутренние комплексы, страхи, конфликты и блоки преодолеть необходимо. Или хотя бы несколько ослабить их – до уровня, который уже не так сильно мешает семейному обучению.

Разумеется, начинать надо с того, что мешает больше всего. И постараться в короткие сроки (недели, месяцы) существенно менять свои психологические реакции, чтобы успевать за нуждами учебного процесса. Да, все мы очень и очень несовершенны, работа над собой – дело долгое и непростое. Но многое можно пытаться улучшать.

В семейном обучении верное психологическое построение всей домашней ситуации – основа для реального движения вперед. Психологическое состояние родителей глубоко связано с психологическими реакциями детей. Это одна система, одно неразрывное целое. И обратите внимание: чаще всего 80-90% трудностей в данной сфере вызывается причинами, которые можно достаточно легко и достаточно быстро устранить. Помощь специалистов, хорошие книги, другие источники информации – все это окажет вам помощь.

12. Отнеситесь к семейному обучению как к приключению.

Да-да-да, именно как к приключению, а не как к “исполнению родительского долга” или “форме получения школьного образования”.

Новые творческие пути – это всегда интересно. Вы и ваши дети действуете как одна команда.

В каждом настоящем приключении существуют трудности и даже опасности. Поэтому будьте осторожны и максимально сознательны. Учитесь мудрости. Учитесь реагировать на проблемы на стадии их возникновения, когда с ними еще реально справиться. А еще лучше – действуйте так, чтобы заранее избежать многих неприятностей.

Приключение имеет свои законы. И мне кажется, что действие по законам приключения – прекрасная модель при осуществлении всей структуры домашнего образования. Возможно, это звучит как-то несолидно и слишком романтично, но зато помогает сделать правильные акценты, чтобы весь процесс шел бодрее и веселее.

Бывают в приключениях и сложные, и неудачные моменты. К этому нужно быть готовым. Бывают ошибки, сложные внешние обстоятельства, болезни, психологические трудности…

Но мы стремимся к победе! Когда руки опускаются, когда сомневаешься в себе и в правильности выбранного пути, когда ситуация кажется тупиковой, надо продолжать борьбу, продолжать идти вперед, продолжать искать верный путь.

Образ приключения прекрасно подходит для общего осмысления семейного обучения. Он соединяет разные стороны учебного процесса и всей жизни семьи и дает некую силу, некую энергию.

Я желаю вам высокой эффективности в ваших педагогических трудах. Пусть ваш домашний образовательный процесс будет успешным – если вы решитесь отправиться в это удивительное и полное очарования путешествие. Пусть высокое вдохновение ведет вас, а терпения всегда будет столько, сколько необходимо, то есть очень много. Совмещайте веру в свои силы с разумной осторожностью и предусмотрительностью. Будьте настойчивы и последовательны. И почаще улыбайтесь!