Одно из главных преимуществ семейного обучения

odno_iz_preimucshestv_so

Довольно забавно, что только через два года после окончания нашего 19-летнего проекта семейного обучения я вдруг осознал одно из ключевых преимуществ этого процесса (по сравнению с обычным школьным обучением). Тем более смешно, что я уже столько написал о всяких преимуществах домашнего образования… А это вот даже в голову не приходило почему-то.

Суть в том, что в ситуации семейного обучения родители являются не только педагогами, но и представителями разных практических профессий. И это огромный плюс!

Школьный учитель годы и десятилетия занимается тем, что живет в школе – и редко когда всерьез занимается какой-то другой профессиональной деятельностью. С одной стороны, это наращивает его компетенцию по части обучения и воспитания детей и подростков. А с другой стороны, это уменьшает кругозор и навыки динамичной социальной адаптации.

Родители, бывает, волнуются на тему того, смогут ли они достаточно качественно преподавать своим детям дома школьные предметы – не имея профессионального педагогического образования и опыта. Да, сие есть некая проблема. Но зато у родителей обычно имеется какое-то другое актуальное образование, другой профессиональный и жизненный опыт. И это мощное преимущество.

Лично мне отсутствие педагогического образования вообще никак не помешало реализовывать наш путь семейного обучения. Ну ни капли! Я опирался на свое серьезное физико-математическое образование – и поэтому мог учить своих детей математике и физике с позиций сильной научной школы, как профессионал именно в физике и в математике. Безусловно, это была гораздо более мощная база, чем если бы я окончил педагогический вуз по специальности “Учитель физики” или “Учитель математики”.

Параллельно с воспитанием и обучением своих детей я занимался (профессионально или почти профессионально) многими другими вещами: писал и издавал книги, проводил семинары, консультировал родителей, занимался живописью, разрабатывал развивающие игры и пособия, понемножку учил детей и подростков в других семьях, выступал в СМИ… Казалось бы, все это отвлекало меня от главной моей работы в тот период – растить и учить своих детей. Но зато вся эта параллельная деятельность делала меня более разносторонним, более социально многомерным, более свободным…

Теперь я в полной мере осознаю, что тут отразились некие дополнительные преимущества, особые возможности ситуации семейного обучения. Дети и подростки учатся у взрослых людей, которые являются носителями реального разнообразного социального и профессионального опыта.

Скажем, мой приятель-программист учит своих детей дома математике и физике (в помощь маме, которая ведет остальные предметы) – и это сильный ход. Программист-профессионал будет учить не только алгебре и геометрии в рамках школьных учебных тем, но и внесет в каждый домашний урок свой деловой стиль, свой опыт разработки сложных компьютерных программ, свою энергию и эффективность, которые он привык реализовывать на работе. В данной ситуации папа – не только преподаватель, но и носитель ценнейшего социального опыта. Он учит детей мыслить системно и логично, рационально и практично – прямо в ходе изучения математики и физики.

Разумеется, я вовсе не хочу обижать школьных педагогов. У каждого из них тоже есть свой жизненный опыт, свой социальный багаж… Но тем не менее хочу подчеркнуть, что при семейном обучении многие родители обладают огромными преимуществами перед школьными преподавателями – именно в силу владения другими профессиями, в силу навыков практической работы в других социальных средах.

Мы должны не только дать своим детям знания в рамках школьной программы, но и вообще подготовить их к реальной жизни. В этом плане опыт родителей, являющихся профессионалами в той или иной сфере, – это большая ценность.

Подумайте о фантастической школе будущего, где биологию будет на полставки преподавать действующий врач или сотрудник зоопарка, физику – ученый из лаборатории по исследованию термоядерного синтеза, литературу и русский язык – профессиональный писатель, географию – известный путешественник… Представляете, какие это могли бы быть сильные уроки!

К примеру, я вот учился на физика и потом всего год проработал в исследовательской лаборатории – и у меня уже был изрядный опыт, профессиональный стиль мышления, знание многих практических деталей… И весь данный багаж я мог использовать в обучении своих детей. Дело не только в знаниях по школьной программе. Я мог рассказывать о ПРАКТИКЕ работы в сфере физики. Совмещая такие рассказы с обычным изучением материала из учебника, получалось построить более эффективные занятия.

Я думаю, моя мысль вам ясна. Очень рекомендую вам (если вы выбрали путь домашнего образования) в полной мере опереться на ваш профессиональный и социальный опыт – прошлый или текущий. Тем самым вы существенно усилите ваш процесс семейного обучения.