Настоящие дела при домашнем образовании

nastoyaschie-dela-pri-so

Как максимально эффективно подготовить школьника к реальной жизни во взрослом мире?

Думаю, любой взрослый человек согласится с тем, что одних интеллектуальных знаний – этого мало. Нужно еще многое…

В частности, на мой взгляд, очень важно дать детям и подросткам опыт настоящих дел, опыт реальных жизненных ситуаций.

Вот лично я рос в очень комфортных, очень удобных условиях: в интеллигентной питерской семье, в материальном достатке, у меня была своя отдельная комната… Я учился в хороших школах, у меня было много хороших книг, я ходил в хорошие кружки… Меня возили летом в Крым и в Прибалтику или снимали на лето дачу… Все вокруг помогали мне, опекали меня и говорили: “Ты, Лешенька, только учись!”

Ну, учился я, конечно, старательно и хорошо… Но я не выучился многому тому, что потом очень пригодилось бы мне во взрослой жизни. Особенно в ситуации, когда Советский Союз развалился, когда понимание реальной жизни и умение рулить в практических ситуациях стало сильно востребованным в социуме.

Давайте вспомним Макаренко. Он брал с улицы малолетних воров и бандитов (от 12 до 18 лет) и в кратчайшие сроки переделывал их во вполне цивилизованных школьников и студентов. Если вы почитаете “Педагогическую поэму”, то увидите, что Макаренко делал акцент на организации реальной работы по жизнеобеспечению колонии: труд в поле, строительство, заготовка дров, все ежедневные хозяйственные дела, кузница, пошив одежды и обуви…

Да, в колонии Макаренко ребят учили и всем обычным школьным предметам, там были профессиональные учителя. Но главная сила методов Макаренко состояла как раз в “настоящих делах”, а не в получении интеллектуальных знаний из книг и уроков.

Недавно я читал книгу известного на весь мир физика Ричарда Фейнмана, получившего Нобелевскую премию. Книга называется “Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман”. Там он вспоминает, как в детстве ремонтировал знакомым радиоприемники, а став постарше, подрабатывал на каникулах официантом в ресторане…

Важно, что Фейнман делал это не по причине острой материальной нужды. Просто это был такой способ учиться, способ подготовки к взрослой жизни. И починка радиоприемников, и работа официантом – это были “настоящие дела”. Но, разумеется, и с интеллектуальной учебой в области физики и математики у Фейнмана тоже было все в порядке…

Это я все к тому, что предмет “Настоящие дела и настоящие ситуации” должен быть одним из основных для всех школьников – во всех классах. Таково мое мнение.

Соответственно, при воспитании и обучении своих детей дома, я подошел к данному вопросу максимально серьезно. Я старался создавать возможности для получения уже в школьные годы реального жизненного опыта – в разнообразных “настоящих” ситуациях и делах. Мне очень хотелось, чтобы мои дети выросли более подготовленными к реальной жизни, чем я сам.

Когда люди обсуждают вопрос о семейном обучении, то чаще всего спорят о том, возможна ли при этом адекватная социализация. Но что это такое? Умение общаться? Или умение работать в команде? Или практическое знание не только о “светлых” и “высоких”, но и о “низких” и “темных” сторонах человеческой натуры? Или умение дать по морде при необходимости? Или умение отличить жулика от человека, которому можно доверять?..

У меня нет определенных ответов на данные вопросы. Я просто пользовался теми жизненными обстоятельствами, в которых мы оказывались.

Например, подростковый туризм, о котором я уже не раз писал в своих книгах и статьях. Вот уж где есть возможность с головой окунуться в суровые жизненные реалии!

Тяжелые дневные и ночные переходы на лодках или байдарках, обносы порогов на реках (когда весь груз и лодки ребята несут на себе по берегу), необходимость сторожить байдарки по ночам (чтобы их не украли), приготовление пищи на костре, дождь и жара, разные сложные отношения в коллективе…

Но были у нас, конечно, и более мягкие формы “настоящих дел”. Скажем, я постоянно вовлекал своих детей (еще с дошкольного возраста) в творческое сотрудничество при создании всяких развивающих игр и пособий. Я объяснял при этом, что мы делаем не просто сами для себя учебные детские поделки, а что мы разрабатываем методические педагогические штуки – для тысяч и тысяч детей. Я объяснял логику этой работы и ее смысл.

Ну или такая вещь, как починить крышу туалета на даче или настелить там пол на втором этаже… Это ведь тоже “настоящие дела”…

А была еще такая “настоящая ситуация”: в 2002 году мы с моими детьми и под командой опытного дизайнера делали выставку моих картин в престижной питерской галерее “Борей”. Я смотрел на это не только как на способ сделать выставку художественных работ, но и как на подходящую ситуацию для обучения своих детей. Мы вместе везли туда эти картины в рюкзаках, вместе развешивали их по стенам, вместе придумывали название выставки…

В общем, полагаю, идея вам ясна. “Настоящих дел” и “настоящих ситуаций” вокруг нас сколько угодно. Собственно, как раз из них-то и состоит наша реальная жизнь. И вопрос даже не в том, чтобы их как-то специально организовывать. Надо лишь использовать то, что встречается, что есть рядом, что доступно.

Я написал эту статью потому, что вижу: очень многим родителям не хватает понимания данного важнейшего аспекта. Люди часто предпочитают чрезмерно сосредотачиваться на интеллектуальном обучении по школьным предметам, а другие существенные моменты упускаются.

Кстати, умение отнестись к учебе (в школе, а потом – в вузе или после вуза) как к “настоящему делу” – это тоже важный навык из той же серии.

Разумеется, все мои дети выросли гораздо более практичными, чем я. Они достаточно хорошо ориентируются в реалиях нашего современного мира. И мне приходится частенько обращаться к ним за советом и помощью.

Конечно, я тоже по жизни научился делать многие “настоящие дела”. Но все же до сих пор ощущаю, как много прошло мимо меня в мои школьные и студенческие годы… Даже моя мама, помню, говорила (когда я уже был взрослым): “Да, Леша, не подготовила я тебя к жизни…” Разумеется, я ее не виню. Каждый родитель старается так, как умеет и как понимает…

Парадокс в том, что дети, растущие в более обеспеченных и в более комфортных условиях, зачастую как раз хуже ориентируются в реальной жизни. Здорово, конечно, все дошкольные, школьные, а иногда и все вузовские годы провести в благоприятном пространстве, где надо просто учиться, развиваться и слушаться старших… Однако чего-то здесь не хватает…

Фишка также состоит еще и в том, что все “настоящие дела” и “настоящие ситуации” должны быть интересны ребенку, подростку. Это фундаментально. Против этого не попрешь. Это уж потом, став взрослыми, мы научаемся впрягаться и в те ситуации, которые нам не шибко интересны, а просто потому включаемся, что так надо в силу тех или иных обстоятельств. Но дети и подростки устроены по-другому. Их энергия развития плохо уживается с рутиной.

Понятно, что при домашнем образовании в данном плане есть значительно больший простор для маневра, чем когда ребенок ходит в школу в обычном загруженном режиме.

С другой стороны, обучаясь дома, можно и вообще ничему не научиться из “реальной жизни”, можно привыкнуть к сверхкомфортным домашним условиям и оказаться потом во взрослой жизни неприспособленным человеком. Это уж как процесс домашнего образования построить…