Как подготовиться к семейному обучению

kak_podgotovitsya_k_so

Однажды ко мне обратилась мама двухлетнего ребенка и задала вопрос: “Как подготовиться к семейному обучению?” Я не то чтобы удивился… Нет, вполне нормально, если родители заранее задумываются о таких вещах. Многие семьи начинают изучать информацию о домашнем образовании, когда их дети еще в младшем дошкольном возрасте. Но штука в том, что передо мной в первый раз так четко и конкретно поставили вопрос: “Какова должна быть программа подготовки к семейному обучению?” Причем имелось в виду, что это программа на несколько лет планомерной учебы для родителя.

Я ответил той маме в самом общем плане, ориентируясь в основном на свой личный опыт. А сам я никак специально не готовился к тому, чтобы учить своих детей дома. Просто осваивал данное дело постепенно, по мере необходимости. В нашей семье в дошкольные годы для детей закладывалась хорошая база – в виде общеинтеллектуальной подготовки. Я даже написал об этом небольшую книгу под названием “Подготовка к школе как система”, она есть на моем сайте. А кроме того (и это вообще-то самое главное!), я очень много внимания уделял тому, чтобы учиться понимать своих детей, быть с ними в контакте.

Однако вопрос о более целенаправленной подготовке к пути семейного обучения “зацепил” меня. И вот, поразмыслив, я решил изложить еще некоторые соображения.

Я проанализировал свой немалый опыт консультирования родителей по вопросам домашнего образования (как в форме разовых консультаций, так и в форме длительного, многолетнего общения с некоторыми семьями) и выделил несколько возможных направлений подготовки к ситуации семейного обучения.

Первое, о чем хочется сказать и даже прокричать, – это психологические проблемы родителей!

Не проблемы детей, не нехватка педагогического или другого образования, не трудности оформления на семейное обучение в конкретной школе… А именно уровень невротизации родителей.

Вообще-то я и сам многие годы (включая и те, когда реализовывал путь семейного обучения) в существенной степени был невротиком. Ну, сейчас стало получше… Но так удачно сложилось, что мои многогранные и зачастую весьма труднокорректируемые внутренние личные невротические реакции и тенденции находились не в тех “частях личности”, которые задействованы в реализации домашнего учебного процесса. Ну, как-то так уж повезло… Ведь как физическая болезнь вовсе не всегда охватывает весь организм, так и невроз вовсе не обязательно захватывает человека целиком. Обычно как раз остается довольно много “свободных зон психики” – для адекватной и продуктивной деятельности.

Вообще, к слову, неврозы – это далеко не всегда нечто ужасное и радикально блокирующее человека. Есть множество довольно слабых невротических расстройств, которые свойственны широкому кругу людей. И часто мы научаемся как-то учитывать и компенсировать в себе такие вещи – теми или иными способами. Примерно, как человек с гастритом учится более аккуратно относиться к выбору блюд… Я не знаю точно, какая доля населения страдает неврозами. Наверное, где-то 30-50%, никак не меньше…

Так вот, если думать о семейном обучении заранее, то имеет смысл в первую очередь нацелиться на то, чтобы ослабить свои невротические тенденции, а лучше вообще от них избавиться. Хотя бы от тех, которые существенно мешают в организации и в реализации домашнего учебного процесса и всего образа жизни семьи.

Например, если ребенок ходит в школу в обычном режиме, то его сильно нервная и несдержанная мама проявляет по отношению к нему свою нервность и несдержанность лишь относительно понемногу – вечерами и на выходных. И это еще, может быть, ничего… Хотя, конечно, лучше бы мама научилась вести себя спокойно и уравновешенно…

А вот если та же самая нервная и несдержанная мама становится для ребенка главным определяющим фактором жизни почти круглосуточно – то уже все далеко не так весело может начать развиваться… Да и для самого домашнего учебного процесса неуравновешенные эмоции мамы явно представляют собой вредно действующий фактор. Ведь терпение и спокойствие – фундаментально необходимые качества для любого воспитателя и преподавателя. Поэтому такой нервной маме ну просто необходимо победить свои чрезмерно взбудораженные эмоциональные реакции – чтобы суметь эффективно реализовывать путь семейного обучения.

Обращаю ваше внимание: обычно неврозы быстро не лечатся. Чаще всего на серьезную их проработку нам требуется как минимум несколько месяцев, а то и несколько лет. Вот как раз и есть время, пока ребенок в дошкольном возрасте.

Какие еще невротические реакции могут помешать наладить качественный образовательный процесс дома? Да любые.

Это и стремление к мученичеству, “комплекс жертвы”, подсознательное стремление к страданиям, к блокировке позитивных путей во всех ситуациях.

Это и “тупое ослиное упрямство”, крайняя степень негибкости в поведении и в выборе форм действий, жесткая привязанность к тому, что давно уже пора изменить, подсознательное торможение всех нововведений.

Это и высокомерное презрение к окружающим, неадекватная оценка себя как “особой личности”, которая “выше всех”. Довольно часто такая психологическая позиция автоматически переносится родителем и на своего ребенка, то есть ребенка тоже считают “особой личностью”, которая “выше всех”, от которой поэтому требуют больше, чем это адекватно…

Это и сохранившиеся в душе родителя со времен его детства личностные страхи в отношении “злых и строгих школьных учительниц”. Подобная невротическая реакция очень мешает родителям устанавливать хорошие конструктивные отношения с педагогами в той школе, где происходит аттестация при семейном обучении. Взрослый человек подсознательно все еще боится школьных учителей и не любит их, а это так или иначе чувствуется при общении…

Это и саморазрушительные тенденции…

Далеко не всегда, кстати, человек относится к таким своим качествам как к неврозам, то есть как к чисто болезненным нарушениям. Зачастую это воспринимается нами как личная особенность, прирожденное свойство, естественная часть характера, концепция мировоззрения… Да и где здесь проведешь четкую грань?..

В любом случае, если вы всерьез помышляете о пути семейного обучения, то имеет смысл проанализировать себя в данном плане. Вот, скажем, космонавтов проверяют в плане здоровья перед полетом в космос, моряков проверяют перед дальним плаванием… Путь домашнего образования – это приключение со многими трудностями. Подготовить себя к нему психологически – это просто необходимо.

Существует множество способов это сделать. Например, для исходного самоанализа всего спектра личных психологических проблем, на мой взгляд, прекрасно подходит книга знаменитого американского психотерапевта Хосе Стивенса “Приручи своих драконов”. Так же по ней вполне можно и работать над собой, если вам придется по душе предложенная там система. Но иногда, разумеется, не обойтись без индивидуальной психологической помощи со стороны специалистов…

Словом, тема сия очень важна. Согласно моим наблюдениям, большинство неудач в реализации семейного обучения так или иначе связаны именно с нерешенными личными психологическими проблемами родителей. Да и в любом случае без неврозов жить веселее.

Как ни парадоксально, второе, что я порекомендовал бы родителям в качестве подготовки к семейному обучению, – это хорошенько подумать о путях собственной самореализации и предпринимать в данном направлении конкретные практические постоянные усилия.

Задумайтесь об этом. Ваша личностная самореализация не должна сводиться исключительно к воспитанию и обучению вашего ребенка (или ваших нескольких детей). Должно быть что-то еще.

Одна из коварнейших психологических ловушек, которая подстерегает родителей и детей на тропах домашнего образования, – уйти от мира, уйти от “больших пространств”, от больших задач, от реального творческого пути развития… Школа, хочешь не хочешь, активно всех “перетряхивает”, тусует, теребит, мобилизует… А дома, внутри семьи – тишь да благодать… Но через несколько лет человек может вдруг понять: годы уходят, а он ничего толком не сделал в этом мире. Да и дети в такой вялой, унылой и замкнутой среде развиваются не очень-то весело.

Совершенно очевидно: нужно кроме узких семейных задач (безусловно, очень важных!) иметь еще и нечто большее.

Скажем, я сочинял книги, рисовал, изобретал развивающие игры, занимался репетиторством… Это было моей личной творческой самореализацией. Это делало меня не зацикленным в своей семье индивидуумом, а энергичным и воодушевленным работником “большого мира”. Да, это требовало времени, сил, некоторых финансовых ресурсов (например, материалы для живописи стоят довольно дорого)… Но это и зажигало меня. Да, кстати, и детей своих я подключал – к их немалой пользе – в процессы создания картин, развивающих пособий, книг…

Вы устроены как-то иначе, у вас есть ваш особый путь самореализации в социуме. Важно проживать его полноценно. Тогда и весь процесс семейного обучения у вас пойдет бодрее и оптимистичнее.

И тут совсем не обязательно претендовать на какой-то особо мощный вклад в общество на профессиональном уровне. Нужно делать то, что просит ваша душа, что требуют таящиеся в ней таланты. Можно назвать это “хобби”… Кто знает, куда приведут эти пути-дороги?.. Бывает, из таких вот воодушевляющих и чисто лично значимых занятий потом вырастает и профессиональное мастерство…

Соразмерять весь режим домашнего образования и действия родителя по самореализации – это отдельная задача. Лично мне это удавалось вполне. В общем-то, на мой взгляд, это в основном вопрос организованности и целеустремленности.

Хочу подчеркнуть здесь очень существенный момент: необходимо, чтобы родитель не просто время от времени “отключался” от внутренних семейных хлопот, отдыхал, выходил из дома (что само по себе тоже, конечно, важно и нужно), но и чтобы осуществлялась некая планомерная целенаправленная работа, некий путь развития, некая реализация своих талантов на благо общества. Путь самореализации – это именно путь, это поиск, это целеполагание и движение к поставленным целям…

Третье, о чем хочется тут сказать, – это навыки планирования и управления проектом.

Почему-то часто люди думают о семейном обучении в первую очередь как о преподавании. Но это, так скажем, лишь 50% работы по реализации дома учебного процесса. Другие 50% работы – это организация, текущее и перспективное планирование, ведение всего процесса во всех нюансах, а также новаторские педагогические моменты, внедрение дома новых педагогических технологий.

Вы уже готовы к такой работе? Вы умеете планировать и вести большой, многогранный многолетний педагогический проект? Вы владеете навыками управления стратегиями развития проекта (пусть и в небольшом, семейном масштабе)? Вы настроены быстро и эффективно учиться умению быть директором и завучем вашей домашней школы (а не только преподавателем в ней)? Достаточно ли вы тверды и решительны, чтобы быть капитаном вашего семейного корабля в приключениях среди океана школьного образования?

Не надо пугаться. Как совершенно справедливо заметила та мама, которая поставила передо мной вопрос о подготовке к ситуации домашнего образования, за несколько лет можно научиться чему угодно. Навыки планирования и управления проектами – такие же навыки, как и любые другие навыки. А значит, все это реально освоить, если озадачиться. Но лучше, конечно, сделать это заранее.

Я еще в вузе много интересовался тем, как осуществляются большие научные исследовательские проекты. Читал разные книжки, разговаривал с умными людьми, наблюдал, размышлял… И к тому моменту, когда я затеялся учить дома своих детей, навыки современного системного подхода в реализации сложных и сверхсложных проектов уже были мне в какой-то мере знакомы. И это очень-очень помогло.

Преподавание каждого предмета – это не просто набор последовательных шагов, а некая система, некий проект, который вы реализуете год за годом. Полезно взглянуть на ситуацию именно с такой точки зрения. Плюс учесть, что школьных предметов много, что есть некая общая их динамика, что случаются разные непредвиденные препятствия в освоении некоторых тем, что временами неожиданно открываются новые удачные возможности для облегчения учебы…

Обратите внимание: планирование домашнего образовательного проекта и управление им не шибко похоже на функции управленца в административно-командной системе или в коммерческой фирме. Это существенно разные вещи. Дома вы ни от кого не зависите, обладаете фантастической свободой в своих действиях, не ориентированы на доход в виде денег… Но все же есть и общие моменты. Один из них заключается в том, что любой хороший управляющий видит всю систему, которой он управляет. Именно всю. А также умеет быстро и адекватно реагировать на текущие изменения обстоятельств.

Я много лет читал (и до сих пор временами читаю) книгу Дж.Джонса “Методы проектирования”. Она весьма старая. Я купил ее, еще будучи студентом Политеха… Лично для меня данная книга стала прекрасным учебником и справочником в области основ системного подхода в реализации нестандартных проектов (а ведь семейное обучение – это всегда нестандартный проект). Там нет прямых рекомендаций. Но книга дает правильное включение мышления, дает практические подсказки, помогает мыслить по ассоциации…

Наверняка, существуют и какие-то более современные источники… Я просто не интересовался ими… Лично мне обычно хватает книги Дж.Джонса и обсуждения со знакомыми…

Осознайте данную мысль как следует: большой семейный образовательный проект потребует от вас навыков системного управления. Один лишь выбор оптимальной стратегии на каждый период чего стоит! А коррекция стратегии! А радикальный пересмотр стратегии при необходимости!..

Но повторяю: не пугайтесь данной темы. Все же вам не атомной подводной лодкой в дальнем походе управлять и не строительством гидроэлектростанции. За несколько предшествующих школьному обучению лет вы вполне можете вникнуть в общие подходы системного проектирования, в правила гибкого мышления, в стиль вероятностного планирования…

Четвертое, что хочется порекомендовать, – овладейте навыками свободной и творческой речи и навыками рисования в детском элементарном стиле.

На мой взгляд, эти две вещи (речь и рисование) очень облегчают преподавание любых школьных предметов – в классе или дома. Наверное, лет через 30-50 им будут обучать всех студентов педагогических колледжей и вузов… Ну, хочется верить в такое чудо…

На моем сайте вы найдете изрядно материалов на темы рисования в детском стиле и на темы разговоров с детьми и подростками (а также сочинения для них на ходу сказок и сказочных задачек, сказочных диктантов и т.п.). Очень рекомендую. Особенно для нужд домашнего преподавания!

Осваивать две данные линии целесообразно как раз с раннего дошкольного возраста вашего ребенка. Прямо вместе с ним, в постоянном контакте с ним. Хотя какие-то вещи, в качестве специального тренинга, имеет смысл делать и отдельно, по-взрослому, всерьез.

Подчеркиваю: тут дело не в навыках ораторского или писательского искусства на уровне профессионалов в сфере речи и не в том, чтобы научиться рисовать так, как это умеют делать профессиональные художники. Хотя, собственно, и такой уровень владения речью и рисунком не повредит. Но главное, чему нужно научиться, – общаться с детьми через рисунки и через разговоры (а желательно еще и через сказки).

Ваше домашнее преподавание сделается неизмеримо более эффективным, если вы последуете данному совету. Лично я сам просто не состоялся бы как домашний педагог, если бы не развил в себе эти два фундаментальных навыка!

Речь и образы. Владение ими на уровне свободы. Энергия спонтанности, эмоционального сиюминутного контакта. Неформальность и сила подачи…

Волшебство линий, волшебство простых детских рисунков, волшебство точного ритма устной речи, волшебство домашних простеньких сказок, волшебство пауз и тишины… Все это эффективно работает в преподавании любого школьного предмета в любом классе. Но для освоения данных волшебных навыков все же требуется некоторое время… Возможно, не один год… А развивать их можно всю жизнь…

Фактически, приведенный здесь список можно продолжать и продолжать. Однако лучше сосредоточить внимание на нескольких главных вещах, а не расползаться мыслью по многим-многим аспектам.

Итак:

1) Разберитесь с вашими личными неврозами, с невротическими реакциями – хотя бы в какой-то мере их уменьшите, а лучше вообще ликвидируйте, если получится.

2) Подумайте всерьез о вашей личной самореализации в социуме – и предпринимайте конкретные последовательные шаги в раскрытии ваших талантов, в достижении ваших целей.

3) Изучите и хоть в какой-то степени освойте навыки системного проектирования и навыки управления сложными, длительными, нестандартными проектами; научитесь мыслить системно и стратегически.

4) Развивайте в себе умение свободно и хорошо говорить с детьми и подростками и умение рисовать для них в простом детском графическом стиле – это очень поможет вам в домашнем преподавании.