Два основных и пять второстепенных вопросов при семейном обучении

img_00014

На самом деле, конечно, при семейном обучении можно задавать очень много разных вопросов. Мне хочется выделить некоторые – дабы сосредоточить внимание именно на принципиальных моментах. Часть из них вполне очевидна. Другая часть, бывает, и ускользает от четкого понимания…

Два основных вопроса такие: “А как же социализация?!” и “А справлюсь ли я?” Причем как раз в такой последовательности.

Лично мне с самого начала ответы были ясны: “Социализация – важнейший навык, его выработке необходимо уделять особое внимание; но социализация возможна различными путями, а не обязательно в школе” и “Да, я справлюсь”. Почему-то здесь у меня не было сомнений – ну никаких.

Разговаривая с другими родителями, я мог видеть, что далеко не всегда они могут ответить на эти основные вопросы столь однозначно. Мне кажется, в этом нет ничего страшного. Главное – осознавать данные две проблемы, которые встают перед всеми, кто начинает путь семейного обучения.

Вопрос о социализации обычно исходит из окружения – от людей, которые мало знакомы (или совсем не знакомы) с принципами домашнего образования. Это просто социально-психологический штамп, стереотип. И с ним приходится сталкиваться – как в своем близком кругу родственников и друзей, так и в кругу дальних знакомых и случайных собеседников.

Я всегда воспринимал эту ситуацию как стандартную рабочую трудность. Да, приходится разъяснять, что социализация прекрасно может быть обеспечена и без школы. Да, не все соглашаются. Ну и что? Мнения людей имеют тенденцию меняться медленно. Если я выбрал идти новым, непривычным путем, то я должен быть терпеливым и достаточно мягким в таких разговорах.

На вопрос “А справлюсь ли я?” ответить будет гораздо проще, если дать себе возможность отступления. В любой момент все можно отыграть назад, к обычному школьному варианту. Что в этом ужасного? Ну, бывает, может и не получиться организовать дома учебу хорошо…

Когда мы начинали наше семейное обучения, я вообще не имел никакого представления о школьном преподавании. Я понимал, что учебный процесс дома может пойти совсем-совсем плохо. Но в то же время и осознавал свои силы в педагогике – что у меня есть к ней склонность, что я многое могу в данной сфере. То есть нужна нормальная пропорция смелости и осторожности.

Следующие вопросы – второстепенные. Для кого-то из нас они весьма актуальны, а для кого-то малозаметны. Но мне хочется обозначить их все – чтобы вы могли увидеть ситуацию более объемно.

“Как добиться того, чтобы мой ребенок воспринимал меня в качестве учителя, а не просто в качестве мамы (или папы)?” Такой вопрос задают многие родители. А кому-то он и в голову не придет.

Существует жизненное наблюдение: педагог в школе обычно является гораздо большим авторитетом для ребенка, чем родители. Школьный учитель обычно в большей степени ассоциируется с дисциплиной. Хотя, скажем честно, иногда бывает и наоборот.

По-моему, здесь все очень просто. Хочешь учиться дома при моей помощи – слушай мои инструкции и выполняй их, относись внимательно к моим словам. Хочешь учиться дома сам, без моего участия – прекрасно, мне так еще и легче, я буду очень рад, если у тебя получится! Ну а если у тебя не получается учиться самостоятельно и ты не хочешь слушаться меня в учебе – ходи в школу.

У довольно большой части родителей в душе есть и такие сомнения: “А смогу ли я конструктивно договариваться в школе со всеми учителями и с администрацией – по всем текущим вопросам?”

Почему-то впрямую редко кто высказывает эти свои сомнения вслух. Но реально они есть почти у всех. И понятно: жизнь – штука сложная, конструктивно договариваться с людьми получается далеко не всегда.

Конечно, я и сам понимал, что наши отношения в школе могут глобально не сложиться. Я был к этому морально готов. И считал, что есть запасной вариант: поискать другую школу. В крайнем случае – договориться об аттестации в частной школе за небольшие деньги. А теперь вообще существует государственная школа №277 в Санкт-Петербурге, где на семейное обучение берут без проблем, даже дистанционно.

Я все 19 лет нашего семейного обучения очень внимательно относился к теме взаимоотношений со школьными учителями и администрацией. Здесь многое зависит и от дипломатического такта, и от уважения к трудным условиям работы школьных педагогов, и от человеческого теплого, неформального подхода… Но кроме того, считаю, нам просто очень везло – со всеми учителями, завучами и директорами, с которыми мы взаимодействовали.

Еще один вопрос: “Не отразятся ли мои личные психологические несовершенства слишком негативно на обучении и на общем развитии моих детей (из-за более плотного контакта в семье)?” Действительно, при семейном обучении влияние родителей на ребенка существенно возрастает – по сравнению с обычным школьным режимом.

Для меня, пожалуй, это всегда был самый сложный вопрос. И сейчас я не очень ясно понимаю, каким должен быть правильный ответ. Наверное, он примерно таков: “Да, в какой-то степени мои личные недостатки плохо повлияют на моих детей. Однако по сути это всегда так – и при домашнем образовании, и при посещении ребенком школы в обычном режиме”.

Видимо, обучение в семье требует от родителей существенно более серьезной работы над собой, саморефлексии, самокритики, психологической грамотности… Но идеально все равно не получится никогда. Каждому из нас свойственны отрицательные качества разной степени глубины и устойчивости. И, так или иначе, они отражаются на всем, что мы делаем. С этим приходится мириться, хотя временами это и грустновато…

Словом, я могу смотреть на данную ситуацию лишь философски. Кроме того, в школе ведь тоже работают далеко не идеальные люди. И действуют они тоже не всегда психологически грамотно… Правда, лично я в школе бы вообще не смог работать – нервы бы не выдержали.

Часто родитель ставит вопрос о своей судьбе: “А не зарою ли я в землю свои собственные таланты, не загублю ли свою жизнь, не потеряю ли возможности своей личной самореализации – если буду сидеть дома и учить детей?”

Разумеется, это очень и очень серьезный вопрос. Ответ, по-моему, такой: “Для кого как. Все мы разные. Для одного сидеть годами с детьми дома – это судьба и счастье, а для другого – это катастрофа и полная потеря смысла жизни. Немало зависит и о того, как конкретно организовать свой личностный процесс развития и самореализации – сидя дома и обучая своих детей”.

Для меня в данном вопросе была полная ясность. Путь семейного обучения – это мой путь, мое предназначение, моя полноценная самореализация. Удалось сделать много полезного, узнать много нового, пережить массу интересных приключений…

Да, идти путем домашнего образования для своих детей оказалось для меня не слишком просто, мягко говоря. Да, пришлось пожертвовать многим… Но в жизни всегда так: что-то выбирается как главное, а чем-то приходится пренебречь или почти пренебречь. И всегда интересные пути связаны и с определенными трудностями.

Существует масса возможностей для самореализации родителя, который ежедневно достаточно плотно занят обучением своих детей. Работа на дому, творчество, репетиторство, Интернет… А многие вещи можно делать вместе с детьми: рисовать, путешествовать, заниматься спортом, ходить в театр, общаться с самыми разными людьми…

И пятый вопрос: “Не слишком ли я ограничу общее информационное пространство для развития моего ребенка, обучая его дома?”

Ответ таков: “В каких-то аспектах ограничу, а в каких-то аспектах расширю”. Конечно, за данной темой необходимо следить.

Да, дети при семейном обучении гораздо меньше тусуются в школьной среде сверстников. Но зато можно больше общаться с другими детьми и взрослыми, в других социальных ситуациях и в других коллективах.

Да, дома не хватает специального физического и химического оборудования, нет токарных и фрезерных станков, нет команды педагогов-предметников, сужен круг учебных заданий… Но зато можно читать гораздо больше хороших книг – за счет экономии времени на занятиях непосредственно по школьной программе. А также есть больше возможностей посещать музеи и выставки, в удобном режиме пользоваться качественными учебными материалами из Интернета…

Да, в квартире меньше места, чем в школе, нет большого спортзала и длинных коридоров, в которых удобно побегать… Но зато можно много гулять, ездить на дачу круглый год, больше ходить в спортивные секции и во всякие разные кружки…

Семейное обучение – очень интересный путь. И он постоянно ставит перед нами вопросы. На них приходится отвечать. Я лишь обозначил в данной статье некоторые из них – два основных и пять относительно второстепенных. Подробнее – в моих статьях, книгах, видеороликах и аудиобеседах о семейном обучении. На сайте “Папа Карп” есть изрядное количество таких материалов.

Но самое главное – это то, как лично вы ответите на все эти вопросы. И на многие другие, которые подарит вам путь семейного обучения.