Главные ошибки при семейном обучении

oshibki-pri-so

В данной статье мне хотелось бы дать краткий обзор основных характерных ошибок родителей при реализации пути домашнего образования. Именно краткий обзор, а не подробное описание. Ведь если попытаться раскрыть эту тему подробно, то нужно было бы целую книгу написать…

В многолетнем общении (лично и по переписке) с самыми разными родителями, выбравшими путь семейного обучения, мне часто приходится видеть одни и те же негармоничные ситуации. Повлиять на них, впрочем, весьма сложно. Ведь это значит пытаться существенно повлиять на мировоззрение взрослых людей, на их способ жить и действовать. Тем более что я по своей натуре не консультант, а в основном практик чисто в своей семье. Но я склонен к размышлениям и обобщениям. И вот кратко 7 главных ошибок, которые, как мне кажется, являются весьма распространенными.

…………………..

Ошибка №1: избыточные нагрузки по учебе.

Люди забирают ребенка из школы, где он хоть и занят весь день (с учетом домашних заданий), но все же имеет большое количество возможностей похалявить, порелаксировать, увильнуть от чрезмерно интенсивной учебы, просто переключиться на что-то другое… И дома этого бедного ребенка грузят уже по полной программе, жестко-индивидуально, со строгим контролем, безо всяких шансов отвертеться.

Разумеется, запредельная перегрузка блокирует учебный процесс. Дети “тупят”, “тормозят”, “тянут волынку”, скандалят, бунтуют… – в зависимости от их характеров и характеров их родителей. Плюс вырабатывается отвращение к учебе – вплоть до тошноты. И конечно эффективность освоения школьных предметов начинает стремиться к нулю.

………………………

Ошибка №2: мало каникул и выходных.

Это, по сути, продолжение той же линии на перегрузку. Мне одна мама так и написала: мол, прямо с начала лета, как только закончим в школе учебный год и переведемся на семейное обучение, сразу и начнем ежедневно заниматься по программе следующего класса. Ну что тут скажешь? Конечно, у каждого родителя своя концепция домашнего образования… Да и кто его знает, может, конкретно у них именно такая строгая учеба без летних каникул является оптимальным путем… Но лично мне верится в такое с трудом.

Если каникул и выходных мало, то ребенок не успевает полноценно отдохнуть от занятий, не успевает как следует переключиться. Соответственно, копится усталость и отвращение к школьным предметам, ко всему процессу учебы.

………………………

Ошибка №3: равномерный напор на все предметы в средних и старших классах.

Обычно это излишне. Нельзя объять необъятное. А школьная программа поистине необъятна. Да и интерес ребенка необходимо учитывать, особенно в старших классах. Ведь это, возможно, связано с его будущим обучением в вузе и с профессиональной самореализацией.

По-моему, лучше хорошо изучать всего несколько школьных предметов, чем все предметы изучать плохо, поверхностно, наспех. А ведь выбор обычно именно таков, фактически.

Разумеется, здесь не бывает одинаковых ситуаций. Кто-то и все средние классы без проблем тянет все предметы на 4 и 5. Но чаще именно здесь начинаются первые существенные трудности. И родители вместо того, чтобы отбросить ряд предметов и просто спускать их на тормозах (то есть сдавать лишь бы как-нибудь, чисто для перевода в следующий класс, абсолютно без каких-либо амбиций по поводу оценок), напротив, стараются изо всех сил успеть все, что как бы требуется. А сие не реально в принципе.

………………………

Ошибка №4: чрезмерные амбиции по поводу оценок.

Ну, такая уж мировоззренческая позиция у многих людей… Да и социум наш сейчас так устроен, что баллы по школьным предметам буквально завораживают и очаровывают почти всех. Фантазия, что надо учиться обязательно на хорошие оценки – одна из самых живучих. И эта установка дезориентирует родителей, взявшихся учить своих детей дома.

С другой стороны, я согласен, что хорошие оценки – это в целом лучше, чем плохие оценки. Но важно не слишком на этом зацикливаться, а смотреть на ситуации более неформально, более по существу. Главное – это реальные знания и умения, а не оценки.

………………………

Ошибка №5: парадоксальная привязанность к школе, в которой нет адекватных условий для семейного обучения, в которой неудобно проходить аттестации и сдавать экзамены.

Даже удивительно, насколько часто такое встречается (я имею в виду позицию родителей). Люди почему-то не ищут более оптимальных вариантов, а буквально мучаются в школе, где их гнобят и перегружают, где возникает куча конфликтов и взаимного непонимания с педагогами и администрацией…

Да, иногда просто нет другой школы по месту жительства – и приходится приспосабливаться. Но чаще всего есть и другие какие-то варианты. В конце концов, существуют и дистанционные школы…

Неудобные условия для прохождения аттестаций и экзаменов – это мощнейший блок на всю успешность семейного обучения. Вы делаете шаг в сторону, чтобы выйти из системы, но она продолжает вас ломать и подстраивать под себя, она не дает вам оптимально организовать учебный процесс дома. И это страшно усложняет жизнь всем – и ребенку, и родителям, и школьным педагогам, и администрации школы.

………………………

Ошибка №6: родители недостаточно учитывают все другие интересы и потребности ребенка (кроме учебы по школьным предметам).

Это просто катастрофа! Вместо того чтобы понимать необходимость и погулять, и поиграть, и почитать, и побегать, и просто посидеть без дела у окна, и послушать музыку, и посмотреть кино, и пообщаться с разными детьми и взрослыми, и сходить в театр… – вместо всего этого родители озадачиваются исключительно прохождением школьной программы.

В такой ситуации происходит тяжелое искажение всего образовательного процесса. Энергия развития, переполняющая ребенка или подростка, бурлит и не находит адекватного выхода. Ему уже вообще не до учебы, он просто не способен на ней сосредоточиться. Да и вообще ведь развитие необходимо осуществлять всесторонне. Если родители этого не понимают, то они обкрадывают своего ребенка.

………………………

Ошибка №7: упор на дисциплину детей, а не на освоение родителями эффективных методов домашнего преподавания.

Вот именно так! От детишек требуют и дисциплины, и старания, а сами учиться не хотят! Ай-яй-яй! Ох уж эти взрослые! Конечно, проще требовать от ребенка успешной учебы, чем себя самого заставить выучиться на хорошего домашнего преподавателя.

Как это ни странно, к сожалению, очень многие родители, хотя и берутся за семейное обучение, не хотят при этом динамично перестраиваться на новые методы, а пытаются строить домашние занятия на манер традиционных школьных уроков времен своего школьного детства. И это как правило работает ужасно.

Люди, пропагандирующие домашнее образование (и я в том числе), стараются воодушевить начинающих этот путь родителей и рассказывают, что всему в педагогике можно научиться самостоятельно, в процессе практики. И это действительно так. Но при этом ведь нужно учиться – целенаправленно, решительно, упорно, старательно, быстро!

Да, домашнее образование – это совсем не та система, как в школе. Но учиться педагогике все-таки надо! Это реальный путь роста профессионального мастерства. И это совсем не то же самое, что иногда помочь своему ребенку выполнить домашнее задание, которое ему задали в школе. Путь педагога – это путь развития. И он всегда требует интенсивной работы над собой, интенсивного собственного развития.

………………………

Вот такой получился обзор. Возможно, немного слишком резкий, не совсем в моем обычном мягком стиле. Но для разнообразия я решил высказаться несколько более категорично. Ну, просто жалко ведь детишек…