Русский язык

Поскольку стандартный подход к изучению русского языка мне крайне не симпатичен, то я пробовал всякие другие методы. Здесь я перечислю основные идеи.

1. Тексты для работы подбираются исходя из интересов ребенка. Можно брать любимые книжки, а можно сочинять самим. Степень сложности текста может быть разной – в зависимости от класса и от индивидуальных особенностей.

2. Существует элементарный и весьма действенный метод: просто давать ребенку переписывать готовые тексты. При этом грамотность развивается сама собой.

3. В начальных классах я использовал специально нарисованные листки в линейку – с неравномерными линейками и с маленькими картинками. Работает хорошо. Набор таких страничек вы можете найти в разделе «Учебные пособия».

4. Можно использовать на целые тексты, а отдельные предложения, сочиняемые на ходу – причем такие, которые реально описывают то, что происходит с ребенком или вокруг него. То есть принцип максимальной привязки к жизни. Делается гораздо веселее. И включение автоматически получается более сильным.

5. В уроке хороши разнообразные игры. Самая простая – «Веселая история». Суть, наверное, вам знакома: дети сочиняют и записывают веселую историю, оставляя места для прилагательных, а вы отдельно сочиняете набор прилагательных; потом вы зачитываете вслух прилагательные, а дети их вписывают в текст.

6. Из всего обилия правил и исключений русского языка можно выделить самые важные. Тогда такой небольшой набор гораздо легче усвоить.

7. Диктуя диктанты, я обычно стараюсь разъяснять все трудные места заранее или даже прямо подсказываю, как писать. Это ведь не проверка, а учеба. Ребенок привыкает сразу писать верно. На мой взгляд, это лучше, чем потом исправлять ошибки.