Логичная аргументация

Начать я порекомендовал бы с очень простой вещи. Продумайте и четко сформулируйте причины, по которым вы переводите вашего ребенка на семейное обучение. Причем сформулировать надо логично и понятно. И, конечно, ничего не выдумывая. Просто из многих-многих причин, которые вы имеете в виду, выделите наиболее ясные и очевидные – и для вас лично, и для любого разумного человека. И не нужно быть многословным. Достаточно одного-двух ключевых мотивов.

Это сразу радикально облегчит все исходные разговоры с администрацией школы и с педагогами по предметам. Вопрос «А почему это вы вдруг решили учить своего ребенка на семейном обучении?» зададут вам практически все. Так что лучше подготовить ответ заранее.

Разумеется, если вы хотите скандалов, разборок и общей конфронтации, то можете эмоционально доказывать всякие легко оспоримые вещи: что школьная система давным-давно устарела, что учить детей вообще надо по-другому, что педагоги ничего не смыслят в преподавании, что у вас особо продвинутое видение и сверхправильное мировоззрение… Вы можете пренебрежительно отозваться о программах и учебниках. Вы можете сказать массу обидных слов. Результат? Естественно, на вас обидятся, и никому не захочется поддерживать ваше семейное обучение.

Гораздо эффективнее, проще и человечнее спокойно указать на одну из таких причин, которые связаны с индивидуальными особенностями вашего ребенка и со спецификой вашей семейной ситуации.

Например, у ребенка буйный и недисциплинированный характер. Да это же горе для всех учителей! Он же будет ломать весь урок! Кому такой ученик нужен в классе?! И прекрасно, что его родители будут учить сами!

Именно так у нас обстояло дело с моим старшим сыном Тимофеем. И я знаю пару случаев, когда в школе администрация сама предлагала родителям перевести чадо на семейное обучение – так это чадо всех доставало и всем мешало. То есть такой аргумент, что ребенок не вписывается в дисциплинарные нормы, является очень логичным и убедительным.

Или, например, у вас растет юное дарование с высокими творческими способностями. Поэтому ему нужно много времени заниматься чем-то вне школы (рисование, музыка, спорт…). А режим семейного обучения как раз и позволяет за счет индивидуального подхода уменьшить нагрузки по учебе. Вот и понятная, логичная, весомая причина.

Именно так у нас сейчас обстоит дело с моей младшей дочкой Машей. Она много и серьезно занимается рисованием, собирается потом учиться на дизайнера. Вот я и создаю ей особый режим обучения.

А 14 лет назад я так объяснял одну из главных причин, почему мы учим старшую дочку Алену дома: «Моя жена тяжело больна. А в семье четверо детей. Причем младшей дочке всего год. Поэтому необходимо, чтобы Алена помогала по хозяйству и помогала нянчить младшую сестричку». Это был сильный и понятный аргумент.

Разумеется, после нескольких лет успешного семейного обучения добавляется и такой очень естественный аргумент: «Мы уже не первый год учимся так – и все получается хорошо».

Словом, почти всегда можно сформулировать разумные доводы в пользу того, чтобы обучать данного конкретного ребенка не в школе, а индивидуально. Еще раз повторяю: ничего не надо выдумывать.

Возможно, вам приведут сильные и логичные контраргументы, объяснят, что потеряет ваш ребенок, не посещая школу. Я обычно говорил примерно так: «Да, мы понимаем это все. Но, трезво взвесив все «за» и «против», мы приняли решение в пользу семейного обучения».