Умение понять ребенка

Если вы не понимаете вашего ребенка, то как вы сможете его учить?! Как вы сможете подбирать нужные обучающие методы, оптимальный режим занятий, правильный распорядок сдачи зачетов и экзаменов?! Как вы поможете своему ребенку в его трудностях?!

С моей точки зрения, умение понимать детей и подростков – это один из самых ключевых моментов в педагогике вообще. Если это понимание есть, то все работает. Если его нет – никакие самые усиленные усилия почти не работают.

Наиболее фундаментальная моя разработка в данном плане – это книга «Солнечные сказки» (она есть на сайте в разделе «Сказки-раскраски»).

«Солнечные сказки» задумывались в частности и как своеобразный путеводитель для взрослых по способам детского мироощущения. Эту книгу можно читать, разглядывать, раскрашивать… – и вы будете настраиваться на ту психологическую волну, которая поможет вам лучше понять ребенка в каждой конкретной ситуации. Одна моя знакомая школьная учительница так именно и поступает: читает «Солнечные сказки», когда ей что-то непонятно в поведении детей на ее уроках и на переменках. Эта учительница рассказывала мне, что ей «Солнечные сказки» каждый раз помогают.

Во всех остальных моих книгах, развивающих играх, учебных пособиях, картинах… – везде позиция «понять ребенка» также является одной из ведущих внутренних линий.

В практике семейного обучения, когда родитель должен сам выстроить весь учебный процесс, умение ориентироваться в детской психологии, в детском стиле логики, в детском языке образов, в детском подходе ко всем ситуациям является чрезвычайно важным. Без этого, на мой взгляд, шансов организовать эффективное семейное обучение практически нет.

Я учился и учусь понимать детей в постоянном глубоком и неформальном общении с ними, в ежедневной практике обучения их школьным предметам и другим жизненным премудростям, в разнообразных совместных делах…

Еще мне сильно помогают хорошие книги для детей и подростков: Астрид Линдгрен, «Властелин Колец», Стругацкие, Киплинг…

А вот специальных книг по детской психологии я почти не читаю. Но это, скорее, специфика именно моей личности.

Мне сложно дать какие-либо более конкретные рекомендации. Для меня понять – это значит сопереживать, проникнуться чувством общности, увидеть мир глазами другого… Конечно, этого всегда все равно не хватает, как ни старайся, как ни изучай психологию…

Организуя занятия в режиме семейного обучения, очень важно хорошо осознавать, как воспринимает ваш ребенок ситуацию каждого конкретного урока, как он воспринимает тот или иной учебный материал, каковы его внутренние психологические трудности… И тогда вы сможете разумно подбирать правильные подходы.