Не так, как в школе

Одна из частых ошибок, которую делают родители, начинающие учить своего ребенка сами, заключается в попытках скопировать обычные школьные методы. А в этом нет никакой нужды. Надо выбирать и использовать лишь то, что действительно подходит вам и вашему ребенку.

Дома можно ориентироваться именно на гармонию, комфортность, удобство. И подход должен быть очень индивидуальным. Постепенно вы сами научитесь видеть, какие условия организации домашней учебы являются оптимальными и обеспечивают достаточно высокую эффективность занятий.

В первую очередь следует критически пересмотреть все формальные, дисциплинарные, режимные аспекты. Мой опыт говорит, что из того, как все это принято в школе, можно спокойно отбросить 90%, если учить детей дома.

Главное, на мой взгляд, не заморачивать себе голову ненужными стереотипами. Просто расширить пространство возможных подходов.

Учиться можно: валяясь на ковре, лежа в постели, лазая на спорткомплексе, сидя под столом, сидя на столе, шагая по парку, сидя в мчащейся загород электричке… Урок может продолжаться 20 минут, полчаса, 40 минут, час, полтора часа, два часа…

Во время учебы можно немножко кушать. Например, яблоко, изюм, кусочки шоколада…

Ребенок (а особенно подросток) вообще может сам решить, чем, когда и сколько ему сегодня заниматься!

Аккуратное оформление примеров и задач при изучении математики можно запросто сократить в 10-20 раз! Достаточно перед сдачей зачета в школе быстро научиться это делать. Главное – сосредоточиться на том, чтобы ребенок понял, как решать. А уж как это потом оформить – дело, по сути, десятое.

Родитель-педагог тоже не обязан копировать стиль поведения и логику действий школьных учителей. Скажем, я, как и мои дети, люблю валяться на ковре или на диване во время урока. Я могу взять художественную книжку и почитать ее, пока мои ученики решают очередной пример или читают кусочек из учебника. Иногда я прямо во время урока делаю разные физические упражнения… Если бы я был учителем в школе, то такое мое поведение вряд ли было бы уместным.

Общая организация учебного процесса также не нуждается в том, чтобы копировать школьные традиции. Учебный год может начаться в середине сентября или даже в ноябре, а закончиться в апреле. Предметы можно учить не все сразу, а лишь по 2-3 параллельно. Выходные или каникулы можно отменить или удлинить…

И уж тем более мы свободны в выборе методов обучения, учебных пособий, разнообразных педагогических приемов. Также мы свободны в выборе критериев, по которым оцениваем эффективность учебного процесса.

Поймите, я вовсе не являюсь радикальным противником школьных порядков. Просто дома, в семье вся ситуация обучения совершенно иная. Поэтому прямое копирование распорядка школьной учебы будет, скорее всего, совершенно неуместным, будет плохо работать. В семейном обучении надо искать свой стиль.