Рисуем добрых змей
Бывают ли змеи добрыми? Да, конечно.
В сказках, которые мы сочиняем для наших детей, и в картинках, которые мы рисуем вместе с детьми, – там змеи могут быть очень добрыми и хорошими.
Змея – это магический и мистический символ, существующий в нашей культуре с древнейших времен. Змея – это животное, которое всегда воспринималось как опасное для любого человека. Но есть ведь в Юго-Восточной Азии и домашние удавы, которым доверяют нянчить детей. И есть масса совершенно безобидных змеючек и безногих ящериц…
Я почему-то люблю змей. Хотя и побаиваюсь тех из них, которые могут ядовито укусить или обвить кольцами, задушить и проглотить. Глубинный подсознательный страх перед этими пресмыкающимися живет почти в каждом из нас. Но хочется его ослабить – до разумной дозировки.
Отличный способ – рисовать добрых змей.
Для ребенка все просто. Если у животного на картинке добрая улыбка, то, значит, это животное доброе. Такова символика нашего сознания и подсознания. Только, разумеется, это должна быть искренняя, по-настоящему теплая, совершенно доброжелательная улыбка.
Змея может улыбаться широко или же лишь чуть-чуть, слегка. Линия рта и приподнятые кверху уголки губ – вот что важно. Постарайтесь добиться именно доброго выражения змеиной морды.
Так уж повелось, что обычно я рисую змей, начиная с головы. И сразу обозначаю улыбку. Если получилось изобразить симпатичную и доброжелательную физиономию змеючки – тогда продолжаю рисунок. А если не получилась улыбка – переделываю.
Форма головы может быть разной. Кому какая нравится. Я не особо ориентируюсь на зоологические правила. Иногда делаю голову овальной, очень мягкой, совсем такой детской… А иногда – несколько более угловатой, жесткой, энергичной.
Линия туловища – самое интересное. Ведь она должна изогнуться естественно, правдиво – как будто это живая змея. Не должно быть резких “переломов” линии тела, не должно быть чрезмерно сильных изгибов. Хотя есть, конечно, очень хорошо гнущиеся змеи, особенно в жарких странах. Постарайтесь ощутить и нарисовать линию туловища как единую пространственную форму, как некую общую протяженность.
Следует обратить внимание, что после головы идет не очень толстая шея, а потом она постепенно переходит в туловище, утолщается. Где-то в середине всей длины туловище становится максимальной толщины. А потом через некоторое время начинает постепенно утоньшаться к хвосту. То есть змея толще всего в середине.
Традиционно я рисую узор из зигзагообразной линии, идущий вдоль позвоночника змеи. Мне так нравится. Физиологически это не совсем точный момент – так как в местах изгибов туловища на моих рисунках ничего не меняется, узор продолжает идти вдоль все той же линии (края тела). Но символика ясная. И она естественно балансирует всю картинку, упорядочивает несколько избыточный хаос изгибов и извивов тела змеи.
Разумеется, змеи могут быть разных цветов. Или, скажем, пузико может быть посветлее, а спинка – потемнее. Или пузико желтое, спинка зеленая, а между ними – плавный переход из одного цвета в другой…
Вот, собственно, и вся технология. Нужно немного потренироваться, поучиться перепутывать извивы змеиного тела между собой, поупражняться в рисовании колец, в которые так любят сворачиваться все эти рептилии… Но если это сложно, то можно ведь начинать и с вытянувшихся во всю длину змей, лишь с небольшими изгибами тела.
Если вы не любите змей, если вы их слишком боитесь – попробуйте хотя бы сделать наброски простым карандашом, хотя бы совсем эскизные. И обязательно поработайте над созданием доброй улыбки. И скоро вы почувствуете, что змеи – хорошие существа. И ваши дети почувствуют это вместе с вами.