Концентрические загогулины
Данная статья – это прямое продолжение статьи про рисование концентрических фигур. Вернее просто небольшое (но существенное) дополнение.
Что я подразумеваю под словом “загогулина”? Это кривая, по-всякому изгибающаяся замкнутая линия. У нее нет острых углов. Она плавная и даже чем-то красивая… Рука легко рисует ее – естественным, свободным движением. И такая загогулина нигде сама себя не пересекает.
Внутри одной загогулины легко нарисовать другую – изгибающуюся примерно вдоль первой. А внутри второй – третью. И так далее – пока не заполним весь лист или холст. Конечно, загогулины идут не точно “параллельно” друг другу, а более свободно, более непринужденно.
Где-то, бывает, новая линия начинает сильно отклоняться в сторону – тогда получается, что внутри больших загогулин образуются области из двух или нескольких групп более мелких загогулин.
Наверное, все это заучит несколько странно… Но вы посмотрите на рисунок к этой статье – и сразу поймете, что я имею в виду.
Все, написанное про концентрические фигуры, полностью подходит и к концентрическим загогулинам. Они могут быть и педагогической графикой, и абстрактной живописью, и тренингом, и фоном для картины со смысловыми элементами, и сиюминутным небольшим развлечением…
Почему я выделил данный прием? Он несет в себе какую-то сущностную энергию, так мне кажется. И он открывает широчайший простор для творческих экспериментов (детских и взрослых) с формами и их комбинациями. Так просто, а так интересно! Вы только попробуйте!
Особая фишка в том, что линии загогулин имеет смысл (на мой взгляд) располагать достаточно близко друг к другу. Это чем-то похоже на спил дерева – только очень неровного, корявого, с множеством сучков. Хотя вообще-то только от вас зависит, насколько сильно изгибать и колебать линии загогулин. Возможны ведь и очень плавные, очень округлые композиции.
Часть линий может уходить за край листа (или холста). Это не страшно. Мы – свободные художники. Мы фантазируем так, как нам нравится.
Лично для меня такой прием стал любимым при рисовании неба. Сначала на холсте или на доске карандашом я тонко провожу линии концентрических загогулин, а потом красками раскрашиваю их – каждую полосу меж линиями в какой-то один оттенок синего, фиолетового или голубого. В ночном небе больше темных тонов, в дневном – светлых.
Обычно на фоне такого неба я изображаю дерево – с листьями или под снегом… Для меня в этом ощущается глубокое переживание: ветки дерева взаимодействуют с пространством воздуха. Может, и вас заинтересует такой сюжет?
Всегда существуют два основных варианта: раскрашивать полосы между линиями загогулин сильно контрастными цветами или же, наоборот, близкими оттенками. Разумеется, границы полос не являются чем-то абсолютным, они могут быть размыты – сильнее или слабее.
Если кому-то не нравится слово “загогулина”, то придумайте другое. Лично для себя я вообще никак не обозначаю словами данный прием. Достаточно того, что он живет в моей душе. Но для того, чтобы рассказать о нем, мне пришлось выдумать этот термин – “концентрические загогулины”. Мне кажется, он вполне отражает суть дела.
Итак, просто попробуйте. За несколько минут карандашом или ручкой вы создадите оригинальный, неповторимый узор из линий – симпатичный или не очень. Но это в любом случае будет шаг, будет опыт. Вглядитесь в то, что получилось. И в следующий раз нарисуйте еще лучше.
Счастье рисовать настолько доступно, настолько рядом, что, кроме капельки смелости, нам нужны лишь некоторые отправные точки, некоторые исходные простейшие методы. Волшебство концентрических загогулин точно такое же, как и во всех других детских техниках – элементарное и веселое.