Я не знаю, что такое бензопила!

img_0004

Это случилось в лесном туристическом лагере для подростков, где я был вместе со своими детьми. Я там занимался тем, что вел небольшую художественную студию, где мы рисовали для лесничества вывески типа “Береги лес от пожара!” Остальное время я был свободен – бродил по лесу или наблюдал жизнь лагеря.

Все дела по хозяйству выполняли сами ребята. Мы жили в палатках. В дождливые дни (которые не редкость на Карельском перешейке в начале лета) все грелись и сушили вещи у большого костра. Он горел постоянно.

Отряд в 50-60 человек – это немало. Поэтому и дров требовалось изрядное количество. Ребята под руководством самых опытных валили высокие и толстые сухие деревья, пилили их на чурки и прикатывали или приносили в лагерь. Ну а там уж их кололи и складывали в поленницы.

Да, это была тяжелая работка. Ею приходилось заниматься в том числе и в дождь, и на холодном ветру. Нельзя ли было как-то облегчить труд ребят? Ведь средства современного технического прогресса позволяли все упростить во много раз, сэкономить массу сил и времени.

И вот тогда-то я и услышал эту фразу: “Я не знаю, что такое бензопила!” Она была слышна во всем лагере. Ее буквально проревел один из вожатых – могучий бородатый мужик, которого все подростки слушались с полуслова.

Я уже не помню точно ситуацию, так как с тех пор прошло 11 лет. Но дело было, насколько я помню, в некоторой разболтанности мужской части отряда, в некотором упадке общего настроения и энтузиазма. А возможно, кто-то даже и спросил про бензопилу… Конечно, в лагере они были – но для других работ.

“Я не знаю, что такое бензопила! – орал вожатый. – Берите двуручные пилы – и за работу! Нам нужно много-много дров!”

И все включились – с энтузиазмом и энергией. И скоро дров в лагере стало гораздо больше.

Сурово? Да, немного сурово. Эффективно? Да, очень эффективно. И кстати, прекрасная подготовка к армии. Руководители лагеря рассказывали мне, что у тех ребят, которые прошли их туристическую выучку, потом в армии не было никаких проблем. Они спокойно выдерживали тяжелый труд, тяжелые условия, а также правильно строили взаимоотношения.

Я не специалист в такой работе. Мне ближе мягкий стиль, игры и сказки с малышами, неформальное преподавание школьных предметов… Но я в полной мере мог оценить суровый подход. Это было именно то, что нужно подросткам.

Мне свойственно много размышлять потом над такими знаковыми ситуациями. И я понял, что в любой работе с детьми (любого возраста) можно использовать данный принцип – “принцип отсутствия бензопилы”. Далеко не всегда, далеко не на каждом шагу его целесообразно применять. Но иметь в виду надо всегда.

Детям, подросткам нужны трудности. Преодолимые, точно дозированные, обучающие. И в школьной учебе, и в физических тренировках, и в освоении обычных бытовых умений… Трудности зачастую учат быстрее всех лекций и нотаций. Но важно, разумеется, их правильно подобрать, четко отследить весь процесс, вовремя переключить ребенка на более мягкий процесс или на отдых…

“Принцип отсутствия бензопилы” – один из наиболее мощных в практической педагогике. Его дозировки могут быть и минимальными – особенно для малышей или для младших школьников.

Итак, вспоминайте иногда эту фразу: “Я не знаю, что такое бензопила!” Вы найдете в ней источник вдохновения и педагогической мудрости. Вы почувствуете энергию и вкус реального воспитания.