Один из фундаментальных принципов Макаренко

img_0005

Я прочитал “Педагогическую поэму” уже в зрелом возрасте, имея свой немалый педагогический опыт. И потому вполне оценил глубину и силу этой книги, ее реальную связь с жизнью. Хотя прошло почти 100 лет со времени ее написания.

Макаренко умел из юных хулиганов, воров и разбойников буквально в считанные дни делать трудолюбивых, дисциплинированных, компанейских ребят. И это безо всякой охраны и колючей проволоки по периметру территории.

Гений? Да, разумеется. Но и мы все можем многое понять в его методах. В том числе и для нужд практической семейной педагогики. И особенно в трудном переходном возрасте.

Один из основных рабочих принципов Макаренко заключался в том, что новичка вводили в уже сплоченный, дисциплинированный, достаточно устоявшийся коллектив. И новичок просто вынужден был подстраиваться под общий порядок, под общий режим. Коллектив уже представлял собой силу. Именно она и воспитывала ребят.

В коллективе уже были определенные порядки, была своя иерархия, было весело и хорошо. Все это автоматически перестраивало трудного подростка. Ему просто некуда было деваться. Ну разве что уйти из колонии… Но в колонии было интересно и заманчиво, достаточно сытно и тепло. Это была новая жизнь. Поэтому уходили лишь единицы из сотен.

Макаренко использовал и много других приемов. Но здесь я хочу подчеркнуть лишь этот. Сильный, конструктивный, дружный коллектив воспитывает почти мгновенно.

Данный принцип я мог наблюдать и в реалиях современной жизни. Два сезона я со своими детьми жил в лесном туристическом лагере для подростков. И потом мои дети несколько лет участвовали в лодочных и байдарочных походах в больших группах. Руководители этой работы строили процесс во многом на основе идей Макаренко.

Каждый сезон в коллектив ребят, живущих в лагере, добавлялось лишь 15-25% новичков. И они были младше остальных. Естественная иерархия отношений (и по возрасту, и по физической силе, и по количеству “своих корешей”, и по опытности в туристической жизни…) делала свое дело. Авторитет старших показывал четкую линию поведения.

Новички буквально на глазах перевоспитывались. Из домашних, избалованных и зачастую деструктивных в поведении подростков они за несколько дней превращались во вполне нормально ведущих себя ребят.

Да и стоит ли выпендриваться, когда впятером валят высоченную сушину на дрова для костра? Ведь это чрезвычайно опасная ситуация! Совершенно очевидно, что необходимо четко выполнять все инструкции более опытных товарищей. Это ясно любому разгильдяю. А если кому-то не ясно – ему мгновенно и очень доходчиво разъяснят!

Можно ли быть разболтанным и валяющим дурака в момент переноса вдвоем котла с кипятком? Обвариться не хочется никому. Поэтому избалованный домашний подросток моментально преображается – в собранного и внимательного.

Стоит ли ныть, когда под дождем нужно мыть посуду в холодной воде реки? Стоит ли отлынивать от работы по постановке лагеря, когда все устали после долгого перехода? Ведь все вокруг держатся стойко и ведут себя разумно…

Воспитывает ситуация. Не слова.

Личный пример старших ребят и руководителей определяет все. Инструкции и разъяснения очень немногочисленны и очень конкретны. Ситуация требует только разумного, конструктивного поведения. Альтернатив просто нет.

Конечно, можно позвонить в город папе и маме – чтобы приехали и забрали домой. Там будет теплый туалет, компьютер, горячая вода, минимум трудностей… Но бросить такую интересную жизнь в лесу?! Отказаться от возможности самоутверждения?! Прослыть слабаком?!..

Я мог наблюдать, как замечательно работает все это. Да, в туристическом лагере были не малолетние преступники, а вполне обычные подростки – разболтанные, нагловатые, не склонные к дисциплине, ленивые… Часть – весьма трудные. Некоторые – очень агрессивные. Но я просто поражался, видя в конце одиннадцатидневной смены, уже совершенно других людей!

Конечно, здесь был еще и талант руководителей, и энергия природы вокруг, и насыщенность походной жизни… Но все же принцип есть принцип. По сути, так же просто, как у Макаренко.

Я не умею работать подобным образом – с коллективами детей и подростков. Но я учел данный опыт и в своей практике домашнего воспитания. Ну просто подвернулся случай…

Мою младшую дочку (тогда ей было 12 лет) пригласили на целое лето в гости в большую-большую семью, живущую в загородном доме. Точнее, это было несколько родственных семей, живущих в двух домах неподалеку друг от друга.

Маша оказалась старшей среди детей. Все вокруг относились к ней очень хорошо. Но порядки там были достаточно строгие. Особенно для моей несколько избалованной дочки, которая дома даже посуду мыла лишь изредка и только после сильных уговоров.

Постоянные дежурства на кухне (двое-трое детей под руководством одной взрослой женщины). Работы по уборке территории участка. Глобальные закупки продуктов на рынке. Наведение порядка в большом двухэтажном доме. Приготовление угощений к праздникам, на которые собиралось по несколько десятков человек…

Однако были не только труды. А еще и много добрых, веселых, надежных людей вокруг. А еще – интересные общие игры, поездки купаться, кошки с котятами, домашние спектакли, белки на елках прямо на участке у дома… Даже грандиозная свадьба была – со множеством традиционных забав и затей.

Дочка вернулась осенью другим человеком. Она сказала: “Помыть посуду всего за четырьмя людьми? Ха-ха-ха. Элементарно. Сготовить суп на всех? Нет проблем. Руководить малышами? Ну да, у меня это получается…”

Думаете, ей кто-то там объяснял, как надо себя вести? А зачем? И так ведь было ясно. Тем более что до того я много лет по-всякому убеждал Машу, что нужно помогать по хозяйству и учиться готовить, что в жизни это очень важно. Все правильные слова Маша уже знала. Но почему-то они не действовали. А подействовала ситуация.

Макаренко очень хорошо понимал правду жизни. Он действовал в соответствии с тем, как устроена психология подростка. Он понимал воспитательную силу реальных условий и силу коллектива.

Если вы перечитаете “Педагогическую поэму” именно с такой точки зрения, то вы увидите, как Макаренко и его сотрудники организовывали процесс. Вы сможете лучше почувствовать фундаментальный принцип, кратко описанный в данной статье. Время и конкретные условия другие, но тот подход мы можем применять и сегодня, в наших реалиях.

Да, воспитывать подростков – дело нелегкое… Даже вооружившись правильными идеями, мы не раз испытаем и неудачу, и уныние, и разочарование… Но почитайте, как трудно было и Макаренко! Гений, оставивший нам четкие указания, как воспитывать трудных подростков, и сам далеко не сразу создал свою знаменитую систему…

И еще раз обращаю ваше внимание: фундаментальный принцип Макаренко при его правильном применении позволяет увидеть радикальный эффект уже в течение нескольких дней. А то и нескольких часов! Волшебство есть волшебство!