Взять в руки молоток и пилу в дошкольном возрасте

vzyat_v_ruki_molotok

Прекрасное развивающее занятие – заколачивать гвозди. Пилить – тоже.

Дошкольник нуждается в помощи и контроле взрослого в обращении с настоящими инструментами. Все-таки это не игрушки, а опасные предметы. И овладение ими происходит далеко не сразу.

Б.П.Никитин в одной из своих книг написал, что давал своим детям чурбан, гвозди и молоток – чтобы просто вбивали гвозди в дерево. Удобнее, когда это делается вдоль волокон (то есть с торца чурбана). И гвозди нужно брать не самые мелкие.

Я использовал данный метод, когда мои сыновья были маленькие. Великолепно! Поначалу для малыша удобнее и безопаснее, если гвоздь исходно уже немножко вколочен в чурбан (примерно на четверть длины). Такой гвоздь не надо придерживать рукой.

Естественно, все начинается с использования легких молоточков. И лишь постепенно переходим к несколько более тяжелым, а потом и к обычным взрослым молоткам.

Точно так же я учил сыновей вбивать гвозди и при настоящем строительстве: дома мы вместе мастерили стеллажи и полки, чинили шкафы, вколачивали гвозди в стены для разнообразных бытовых нужд… Это очень простой принцип: сначала взрослый вбивает гвоздь на четверть или на треть длины, а потом уже ребенок доколачивает его до конца, по самую шляпку вгоняет в доску, в брус или в стену. Вариант: взрослый длинным железным пинцетом или плоскогубцами придерживает гвоздь во время вколачивания его малышом (так бережем родительские пальцы).

Бывает, что возникает повод поучиться использовать клещи. Это тоже интересно и полезно. Вытащить случайно загнувшийся во время вколачивания гвоздь из дерева обратно – это особое приключение.

Пила – объект более капризный и более опасный. Ведь в ней есть зубья, которыми легко пораниться. Да и водить ее туда-сюда по одной линии тоже нужно уметь.

Для начала я делал небольшой надпил, а потом просил сыновей помочь мне допилить рейку или палку. Мальчишки всегда с энтузиазмом соглашались. Когда Тима и Коля были еще совсем маленькие, они быстро уставали. Поэтому они чередовались друг с другом: то один пилил, то другой.

На первых порах можно и подстраховать малыша. То есть придерживать пилу своей рукой поверх его руки. Постепенно уменьшая помощь, мы приучаем ребенка двигать пилу равномерно вдоль одной линии, с оптимальным нажимом, аккуратно.

У Б.П. и Л.А.Никитиных в книге “Мы и наши дети” есть замечательное наблюдение: ребятишки очень любят играть именно с настоящими предметами – кастрюлями, молотками, плоскогубцами… Действительно, в настоящих вещах есть правда жизни, так или иначе отражена многовековая эволюция данного объекта, присутствует как бы особая энергия…

Важно верно подбирать степень сложности работы с инструментами, а также дозировку. Ведь одно дело – перепилить палку диаметром 3 см, а другое – брус сечением 10 см. Во втором случае сил и терпения у маленького ребенка, скорее всего, не хватит на то, чтобы выполнить всю работу от начала и до конца. А ведь так приятно сделать что-то конкретное, завершенное, а не просто немного попилить! Вот пилим, пилим, пилим… – и вот допилили, кусок палки отвалился! Ура!

Разумеется, тут и крупный напильник будет в тему – слегка обработать края около спила, чтобы щепки и занозы не торчали.

А как интересно забить гвоздь именно по самую шляпку! И даже еще несколько раз ударить сверху – чтобы уж вбить так вбить! Надежно!

Вот такие развивающие игрушки – молоток, гвозди, пила, клещи, напильник… Опасные, но интересные. Настоящие.