Мелкая моторика по пунктирным путям

melkaya_motorika_po_punktirnim_putyam

Одна из самых простых вещей, которую вы можете делать для развития мелкой моторики у вашего ребенка, – это рисовать для него пунктирные пути. А детеныш пусть их обводит.

В свое время я был очарован данным простым методом. Мои дети путешествовали по рисуемым мною пунктирным путям – вместе с летящими самолетами, плывущими кораблями, порхающими бабочками, торопящимися домой мышками… Я рисовал и рисовал такие элементарные картинки. Детям они нравились. Тем более что я всегда советовался с детьми, какие конкретно сюжеты выбирать. Ведь одному ребенку сегодня хочется, чтобы аквалангист плыл под водой, а другому – чтобы ракета летела среди звезд…

Секрет прост: путешествие захватывает наш дух. Мы перевоплощаемся в главного героя происходящего – и путешествуем вместе с ним. Фигуры высшего пилотажа, которые выполняет самолет в небе, или извивы лесной тропинки, по которой шагает девочка в поиске грибов, – это и наше движение, и наше приключение.

Итак, сначала очень условно, чисто схематично изобразим того, кто движется (человечка, машину, зверюшку…). Затем рисуем длинную и по-всякому изгибающуюся пунктирную линию (это путь). Можно нарисовать и конечный пункт движения (домик, норку, пристань, планету…). И надо обязательно добавить еще немного предметов обстановки (елочки и грибы, цветы и траву, горы и облака, морские волны и акул…).

Посмотрите на моем сайте образцы таких пособий. Вы можете использовать непосредственно их. Но главное – почувствуйте идею и воодушевитесь ею. Скорее всего, вашему ребенку будет гораздо интереснее, если вы нарисуете такие штуки прямо у него на глазах, с его подсказками и моральным участием, ориентируясь на его личный интерес.

Ведь, ясное дело, кому-то хочется полетать на вертолете над лесами и деревнями, а кому-то ближе приключения лягушек и жучков в траве… Да и сложность, “закрученность” траектории движения имеет смысл подбирать в зависимости от возраста и характера ребенка, от его умений.

Каковы дозировки таких занятий? Любые. От одного листочка раз в неделю или в месяц до ежедневных тренировок по часу-полтора.

Я не ругал своих детей за неаккуратную обводку пунктирных путей. Тем более что мои дети обычно делали это достаточно хорошо, старательно. Но разумеется, имеет смысл напоминать и мягко объяснять ребенку, что пунктирную линию нужно обводить не спеша, по возможности аккуратно, поточнее. Ведь именно в этом основной методический подход и смысл.

Чем рисовать? Чем вам удобнее. Гелевая или шариковая ручка, простой карандаш, маркер…

Чем обводить? Тем же, чем и нарисовано. Или чем-то другим, по желанию. Одна моя знакомая девочка вот обводила такие задания цветными фломастерами и заодно их немножко раскрашивала.

Пунктирные пути – прекрасная штука для подготовки руки к письму. И здесь развивается не только мелкая моторика, но еще и общее художественно-дизайнерское мышление. И вообще это веселое дело! Это игра, это сказка, это маленькое приключение!

Ваше воображение подскажет вам множество таких сюжетов, таких путешествий. Все они могут быть интересны ребенку. Все они сделают процесс подготовки к школьному обучению веселее и эффективнее.

Крот, бегущий по сложной системе подземных ходов, или велосипедист, едущий из одной деревни в другую, или человечек с пропеллером на спине, делающий сложные пируэты над городскими крышами… Давайте поучаствуем в их играх и делах.

А может быть, вашему ребенку будет интереснее, если вы изобразите его маму – как она кругами и петлями бродит по комнате, отыскивая потерявшуюся пуговицу (или книжку)? Только не забудьте: в конце концов мама должна все-таки найти эту самую пуговицу (или книжку)…