Крестики-нолики на бесконечном поле

krestiki_noliki

Для дошкольников не составляет труда освоить эту простейшую игру. Да и в более старшем возрасте она интересна. Мы, помню, играли в нее и в студенческие годы – во время скучных лекций…

Задача проста: на клеточном поле выстроить подряд в одну линию (по вертикали, по горизонтали или по диагонали) 5 “крестиков” или 5 “ноликов”. Кто первый это сделал – тот выиграл. Естественно, можно (и нужно) друг другу мешать – блокировать любые попытки выстроить линию из пяти “крестиков” или “ноликов”.

Учтите: тот, кто начинает игру вторым, имеет один последний ход – чтобы все было по-честному. Поэтому борьба нередко завершается вничью.

Есть одна фишка. Рисуйте крупные клетки!

Для дошкольников особенно актуально играть именно на крупных клетках. Маленькие полусантиметровые клеточки из обычных школьных тетрадок (на которых традиционно и играют в эту игру школьники и студенты) слишком неудобны для малышей, слишком не соответствуют детскому восприятию.

Естественно, клетки не обязаны быть совершенно ровными, их нет нужды строго размечать по линейке. Рисуйте на глазок. Рисуйте на весь лист А4, не экономьте бумагу. Пусть будет простор.

Я рисовал для своих детей такие клеточные поля разноцветными карандашами – так еще веселее. И делал это зачастую даже не дома, а во время прогулок, где-нибудь на травке под деревом или на скамеечке…

Если вам лень рисовать клеточные поля самим, то можете заглянуть в раздел “Учебные пособия” моего сайта. Там есть некоторый набор нарисованных от руки клеточных полей. Распечатывайте их – и играйте. Только не забудьте настроить принтер так, чтобы линии получались потоньше, неактивные.

Разумеется, играя с маленькими детьми, имеет смысл соизмерять степень своих стараний и уровень детских возможностей. Я считаю, что не грех и поддаваться иногда. Ну или быть не шибко внимательным. Пусть ребятишки почувствуют азарт! Пусть рвутся к победе и побеждают!

Крестики-нолики на бесконечном поле прекрасно развивают весь классический набор интеллектуальных качеств, необходимых в школьном обучении. Это и логика, и внимательность, и пространственное мышление, и сила характера… Плюс учат взаимодействию с другим человеком.

Основное преимущество данной развивающей игры – она проста. И правила простые. И технология элементарна. И оборудования особого не требуется. А уровни сложности партий могут быть очень разные – от совсем-совсем детских тренировок до мощных интеллектуальных противостояний.

Еще одно преимущество игры заключается в том, что ее легко дозировать маленькими порциями. Это бывает удобно с практической точки зрения – по режиму наших дел, по нашему времени, по усталости ребенка, по интересу ребенка, по внешним обстоятельствам…

Ручки, карандаши, маркеры, фломастеры, мелки, даже краски… Мы не ограничены в материалах. Мы совершенно свободны выбирать те или иные способы рисования клеточек, “крестиков” и “ноликов”.

И мы ведь не только тренируем интеллект. Мы еще так понемножку учимся рисовать, развиваем мелкую моторику, расширяем общее пространственное чувство… По сути, это начала дизайна. Ну, может, еще не начала, но некоторые предварительные базовые навыки.

Самое смешное, что я до сих пор, бывает, проигрываю детям в эту игру. Почему? Ну, так получается… Наверное, хоть и играю в нее много десятков лет, так все еще и не научился как следует…