Что делать, если в классе большинство не учится

esli_v_klasse_ne_uchatsya

Обычная, увы, для многих массовых школ картина: в классе серьезно относятся к учебе всего 2-3 человека, а остальные просто валандаются и толком практически не учатся. В средних и особенно в старших классах именно такова реальность в современной системе образования (причем далеко не только в России, но и во множестве других стран – бедных и богатых).

Что же делать тому ученику, который все же хочет учиться?

Есть разные типы личностей, которые по-разному реагируют в данных условиях. Некоторые подростки занимают жесткую самостоятельную позицию, полностью игнорируя доминирующую в классе атмосферу разгильдяйства. Скажем, я был такой в свое время. И мой сын Коля, когда в 9 классе стал посещать школу в обычном режиме, тоже занял такую позицию.

Однако есть мальчики и девочки, которые учиться хотят, но для которых психологическое противостояние общему для класса стилю безалаберного отношения к учебе является трудным. Быть независимым от общего мнения, быть лидером – это трудно. Не у всех есть подобные качества в необходимом объеме. И потому многие потенциально старательные ученики сливаются с доминирующим потоком пренебрежения к учебе.

И здесь как раз уместна помощь родителей. От их позиции и от их подробных и психологически грамотных разъяснений зависит многое. Правильно действуя, взрослые могут помочь подростку усилить его личную энергию в учебе.

Очень многое зависит от того, какой информацией мы располагаем и каковы для нас авторитеты, на чье мнение мы ориентируемся. Ученики в 6-7 классах обычно не в курсе многих элементарных знаний о психологии и об устройстве жизни вообще.

Например, подростки часто не понимают, что мы всегда имеем выбор: “быть, как все” или “идти своим путем”. Многие ребята просто думают, что рецепт один: “быть, как все”, “не высовываться”, “слушаться авторитетов”. Кстати, если в семье от ребенка жестко требуют послушания во всем и не вырабатывают в нем навыков самостоятельности, то и в школе он с высокой вероятностью будет склонен следовать линии, задаваемой более активными одноклассниками. Впрочем, бывает и строго наоборот…

Если родители (или педагоги, или психологи, или другие авторитетные для данного подростка взрослые) доходчиво разъяснят, что принцип ориентации на коллектив и принцип самостоятельного выбора имеет смысл разумно совмещать, то воля к учебе (даже в обстановке царящего вокруг разгильдяйства) у подростка укрепится.

Конечно, важную роль играют и характеры родителей. Ведь если они по жизни во всех ситуациях являются ведомыми, если они не умеют лидировать или хотя бы занимать независимую позицию, то им будет весьма сложно обучить своего ребенка иному подходу. Такие вещи передаются в основном через личный пример, на подсознательном уровне. И лишь немного – через “воспитательные разговоры”.

Другой путь – общее развитие в подростке силы воли, упорства, целеустремленности. Способов много. Например, спорт или любое другое дело, требующее преодоления своей лени и других трудностей, вырабатывающее привычку к последовательной и настойчивой работе.

Вы можете поразмышлять об этом…

Главное, что я хотел сказать в данной статье: родители могут повлиять на ситуацию в учебе школьника через разъяснение данных механизмов, через объяснение (на основе реальных примеров из жизни) эффективности принципа самостоятельного выбора (с учетом, разумеется, и уважения к коллективу).

Обращаю ваше внимание: не должна теряться позиция уважения по отношению к тем ребятам в классе, которые учиться не хотят. Это их личный выбор, его необходимо уважать, даже если мы его не разделяем. Кроме того, все мы видим, что из двоечников и лентяев, бывает, вырастают весьма успешные в жизни люди, весьма счастливые… А уж чисто по-человечески, по душевным качествам – формирование личности вообще вряд ли зависит от школьных оценок…

Разумеется, разговоры с подростками требуют и терпения, и искренности, и подбора нужных примеров и аргументов… Важно снабдить своего ребенка в данном плане всеми необходимыми знаниями.

И еще очень важно, чтобы человек мог, сохраняя свою линию на серьезную учебу, не входить в конфронтацию с остальным классом, не отрываться от коллектива в остальных аспектах. Мой личный опыт и опыт многих-многих подростков говорит о том, что это вполне возможно. Дружить между собой могут весьма разные люди. Мы все дополняем друг друга. В коллективе каждый может найти свое правильное место.