Сознание и подсознание - классический образ
Все мы знаем, что у нас есть подсознание. Психологи и просто любители с удовольствием расскажут вам о тайнах и структурах, о мотивах и тенденциях в глубинах человеческой психики. И многие из них с энтузиазмом объяснят вам, что находится конкретно у вас в подсознании, в чем специфика лично вашей психической конструкции. Однако почти всегда все это лишь предположения, основанные на чтении книг, а не точное понимание, базирующееся на ясном и системном видении.
Существует прекрасный классический образ в психологических теориях. Вся психическая структура человека представляется как глубокая бочка с водой. Освещен лишь тонкий приповерхностный слой. Это наше сознание. А вся остальная толща воды практически не освещена, там почти ничего не видно, свет туда почти не доходит. И чем глубже – тем темнее. Это наше подсознание. И оно гораздо-гораздо больше по объему, чем наше сознание.
Воспитывая и обучая детей, мы так или иначе воздействуем как на их сознание, так и на их подсознание. Первую часть воздействия (на сознание) мы контролируем, мы можем ею как-то управлять. А вот вторую часть воздействия (на подсознание) мы почти не контролируем, она вообще для нас довольно туманна, расплывчата и неопределенна…
Именно в данный пункт упираются очень многие родители и педагоги. Попытки повлиять на поведение ребенка или научить его чему-то из школьной программы зачастую наталкиваются на подсознательные барьеры и трудности. В большинстве случаев воздействие только на сознание не является эффективным. Ведь подсознание значительно мощнее, обширнее и потому вносит немалый вклад в развитие ситуации.
Точно так же дело обстоит для любого взрослого человека в работе над собой. Просто читая хорошие и правильные книги, просто наполняя свой ум знаниями о психологических теориях и механизмах, мы не можем добиться существенных изменений в себе. Ведь важно изменить и подсознание. А формы работы с ним несколько иные. Все наше огромное интеллектуальное знание туда почти не проникает, почти на него не влияет.
Древние религиозные практики всегда учитывали данный факт. Они обращались не только и не столько к уму человека (что само по себе, конечно, необходимо и полезно), сколько тотально ко всей структуре личности, к самым ее глубинам. И сейчас эти традиции сохраняют древний целостный подход. Хотя нашему современному высокоразвитому интеллекту это часто кажется непонятным.
Да, разумеется, изменения в сознании в какой-то степени постепенно проникают и в подсознание. Но обычно это весьма медленный путь. И далеко не во все области и глубины доходят эти изменения. Во многих случаях данный процесс блокируется.
Важно понимать и помнить, что процессы и структуры в подсознании очень существенно влияют и на содержание сознания. Нам только кажется, что “мы все придумываем и решаем сами”, что мы контролируем своим умом содержание и направление нашего мышления. Реально подсознание вносит огромный вклад. Часто он вообще определяет почти все – и мысли, и чувства, и решения, и способы действия…
Мне кажется, что если мы в полной мере осознаем данный факт, то приобретаем шанс стать более конструктивными и более эффективными. Надо отдавать себе отчет в том, что все именно так: “бочка с водой”, и в основном неосвещенная.
Когда взаимодействуют два человека (”две бочки с водой”), происходит взаимное влияние – как на уровне взаимодействия двух сознаний, так и на уровне взаимодействия двух подсознаний. На какую глубину? Это зависит от многих обстоятельств. Что получится в результате, каков будет эффект? В существенной степени он зависит от согласованности сознательного и подсознательного потоков взаимного влияния.
Очень-очень часто на уровне сознания мы даем детям или подросткам одни “инструкции”, а на подсознательном уровне одновременно даем им прямо противоположные “инструкции”. Это противоречие, естественно, блокирует большую часть энергии воспитания или обучения. Происходит хаотизация, так как “объект воспитания” фактически не понимает, куда ему двигаться, что мы от него на самом деле хотим.
Вообще в педагогике сознательные и подсознательные процессы во взаимоотношениях взрослых и детей столь хитро переплетены, что мы воистину плутаем как в потемках. Именно так я воспринимаю весь свой родительско-педагогический опыт.
Постепенно, разумеется, все же научаешься что-то видеть, что-то чувствовать, что-то осознавать, как-то ориентироваться…
Для чего я написал эту статью?
Мне хочется предостеречь вас от тотальной ошибки – сводить всю педагогику лишь к влиянию на сознание детей и подростков. Это чрезвычайно неразумный подход. Причем я имею в виду как школьное обучение, так и все другие практические вопросы. Только конструктивное сочетание работы с сознанием и работы с подсознанием дает хороший эффект. Это важно помнить всегда.
Второе, для чего мне захотелось написать данную статью, – это сам образ бочки с водой, лишь слегка освещенной в приповерхностном слое и постепенно делающейся все более темной при движении в глубину. Этот образ очень удобен. Он является первой, самой общей моделью. Он напоминает нам, как на самом деле все устроено.
Ясное дело, существует еще и сверхсознание – тот свет, который над “бочкой с водой”, который и освещает ее на ту или иную глубину… Об этом немало сказано за многие тысячи лет в различных духовных традициях, а также психологами, философами, мистиками…
Я не буду пускаться здесь в длинные разговоры о глубинах психики и о всяческих психических механизмах. Для меня самого там столько непонятного… Я прочитал немало хороших книг, десятилетиями работаю над собой, много наблюдаю за детьми, подростками и взрослыми… Но лишь слегка понял и научился видеть некоторые тенденции в глубинах “бочки с водой”…
Дружба с подсознанием, очищение подсознания, постепенное осознание подсознательных процессов в себе и в других людях, взрослых и детях, – это воодушевляет меня уже много-много лет. И это приносит определенную пользу в решении конкретных педагогических задач.
К примеру, проведение урока (дома или в классе). Логика объяснения материала – это обращение к сознанию. А тон голоса, выражение лица, рисунки, юмор, жестикуляция, ритм всех действий… – это уже способы взаимодействовать с учениками и на подсознательном уровне. Уделяете ли вы должное внимание этим аспектам?
Игра с малышом двух-трех лет почти целиком представляет собой игру двух подсознаний – ребенка и взрослого. И даже если в игре нет никакого “разумного или развивающего смысла”, то все равно происходит активный обмен, энергичное взаимодействие. Достаточно ли вы цените такие моменты?
Завершить статью хочется мыслью: в подсознании вовсе не все так уж плохо и страшно, как иногда привыкли думать люди. Там много-много доброго, светлого и волшебного. Посмотрите, например, на иллюстрацию к данной статье. Это как раз символическое обозначение модели сознания и подсознания. Кто здесь лягушонок в лодке?